Первым модельером на Земле стал Господь, который одел Адама и Еву в кожаные ризы. Стыд и слабость стали спутниками человека после грехопадения. Это и стало причиной возникновения одежды.

Одежда защищает, ограждает и соответствует полу своего носителя. Через современную моду нам навязывается образ идеального человека. В нашем сознании складывается некий образ, которому мы пытаемся соответствовать. Мода – это мягкое насилие над мыслями человека. Таким образом, люди, как зомбированные воспринимают пропагандируемый образ.

Раньше святые под своими одеждами носили вериги — тяжёлую ношу, чтобы смиряться перед Богом. Современному человеку это уже не надо ни потому, что отпала надобность в духовных подвигах, а потому что он не в состоянии его нести. Ему, прежде всего, необходимо исцеление ума. Если современнику нагрузить тело, он не сможет осилить этот груз ни физически, ни духовно.


Одежда современного человека

У сочетающихся браком существует определенный дресскод. Мужчина должен быть облачён в белую рубашку, темный костюм, галстук или бабочку. Девушка – в белое подвенечном платье. Такие правила ввел ещё Наполеон в 19 веке, и эта традиция укоренилась по всей Европе и действительна по сей день. Белый цвет платья не говорит о непорочности невесты. Это просто дань моде. О чистоте свидетельствуют венцы на венчании, которые водружаются над парой. Это знак победы над похотью.

Психология человека сильно зависит от того, как он выглядит. Одежда сильно меняет душевное состояние. Женщина, одетая в вечернее платье и идущая в театр, отличается от самой себя в кабаке в два часа ночи, облаченная в дырявые джинсы. Это разные люди. Как будет человек одет, так и будет он себя вести.


Вещи можно купить в бутике, а можно - в секонд хенде. В этом нет ничего зазорного. Все зависит от материального положения. Купив такую вещь, нужно обязательно окропить ее святой водой, т.к. неизвестно кто был прошлым владельцем и каково его душевное состояние. Грех, находящийся в нас, пропитывает собою все, к чему прикасается тело, и одежда не исключение. Можно вполне «заразиться» чужими грехами, одевая такую одежду. Не зря почитаются пояс Богородицы, хитон Христа и одежда святых. Они источали святость и оставили ее на своей одежде. Если человек отдает поношенные вещи нищим, то этот факт жертвы, который их очистит. Через них не может передаться никакая скверна, т.к. на одежде будет благодать святого духа.

Одежда – продолжение ни столько человека, сколько его тайны. Он неизбежно делиться тем, что у него есть. Святые – святостью. Грешники – грехом. Одежда должна соответствовать полу и возрасту. Она символизирует род занятий и сигнализирует, как обращаться с человеком.

Одежда в храме

Многие миряне обличают священнослужителей в богатом облачении. Традиция подобного одеяния пошла с древних веков. Она возникла и распространилась со времён Евангелия. Самый главные элемент – епитрахиль. Этой частью облачения священнослужитель покрывает голову прихожанина для совершения таинства исповеди. Широкая лента священника перебрасывается через плечо и застегивается пуговицами. Она означает несомую тяжесть его трудов и участвует во всех таинствах. Любые действия и предметы, связанные со служением Богу должны быть в лучшем виде, в том числе и облачение.

Покрытие головы в некоторых религиях (православие, иудейство) - это обучение смирению. Еврей не может молиться с не покрытой головой. Это напоминание того, что он не главный. С той же целью покрывает голову и женщина в православии. Это означает смирение и покорность перед Богом и мужчиной.

Не надо забывать, что одежда возникла после грехопадения. Это некое нам напоминание. Мы были бы совсем другие, если этого не произошло. Из-за греха люди стали немощны и стыдливы. Немощь надо укреплять, а стыд прикрывать. Эти две функции и выполняет одежда. Она останется с нами до скончания века, до страшного суда.

На основе беседы протоиерея Андрея Ткачева.