Содержимое статьи
Биография
Философия жизни
Поэтическая деятельность
О наших детях
О великих людях
О женщинах
Личная жизнь
Биография
Поэтесса Григорьева (Гомберг) Надежда Адольфовна родилась в Саратове в 1927 г. в семье партийного работника, которого в 1937 г. расстреляли. Три беспомощные женщины: девчонка-подросток, бабушка и мать – прошли через войну, эвакуацию. После войны Анна Григорьевна, бабушка Надежды, преподавала античную историю в Курском университете. После окончания в 1952 г. литературного отделения Курского педагогического института Надежда Григорьева была принята на работу учителем в одну из курских школ.
Поэтическая деятельность
Н. Григорьева печаталась в газетах, журналах, издававшихся в г. Курске, в казахском журнале «Простор». Первая книга «Лирический дневник» вышла в 1957г. Рост карьеры поэтессы продолжался. С 1960г. по 1994г. выходили ее сборники: «О людях простых и хороших», «Песни под солнцем», «Звездам не спится», «Другая планета», «При любой погоде», «Волшебные травы», «Я жить привыкла…» и др.
Философия жизни
В стихотворении «И вдруг красиво волосы легли…» мы слышим размышления о возрастных чувствах, о наступлении и отступлении старости. Как в природе меняются времена года, температура, окружающий мир, так и в человеке происходят чувственные изменения, живут или исчезают воспоминания.
В стихотворении «Старуха» читатель «видит», как старенькая женщина, полная скорби, с трудом одолевает ступеньки. В авоське у нее продукты. Сейчас ее судьба такова: идти с трудом и преодолевать с отдыхом, превозмогая боль. Падать ей нельзя, потому что поднять ее некому. Одиночество старого человека и немилосердие окружающих – последняя мысль стихотворения, отражающая его идею.
В стихотворении «Любезная привычка бытия…» вспоминается любимый для человека и всей семьи образ жизни. Это происходит тогда, когда среди берез осенью накрыт стол. Семья большая, есть и кузина, которая вяжет что-либо для детишек. Еще жив прадед, который называет все, что он видит вокруг, «любезной привычкой бытия».
О наших детях
В стихотворении «Маме» дан обобщенный образ сына-солдата. Он спешил жить в ногу со временем. В его юной жизни были телесные и душевные неудачи. Бог – за него. Господь может спасти юношу на поле брани. Молодой человек – философ жизни – интересовался Горацием, был человеколюбом, верил в преображение убийцы, в том, в Иуде проснется человек. В бою отважен, не боялся смерти. И не было еще девушки, которая бы его вспомнила. Последние строки о том, что юноша-солдат не выжил.
О великих людях
Любимыми образами поэтессы были древнеримские и древнегреческие деятели. В стихотворении «О Цезаре, о Цезаре я плачу!» поэтесса хочет, чтобы жизнь Цезаря продолжалась много лет. Он мог бы беседовать с друзьями, расправляться с людьми, чуждыми древнеримской культуре, мыслить и заполнять тетрадь идеями и… отдыхать с возлюбленной – египетской царицей Клеопатрой. Но судьбу удачливых боги решают по-своему.
В стихотворении «Диккенс» поэтесса отдает дань творчеству Чарльзу Диккенсу – английскому писателю ХIХ века. Его произведения о нас с вами. Поэтесса благодарит его за это. Среди его героев есть и бездомные, и бедняки, и инкогнито, который на рождество присылает нищим мясные и сладкие блюда. В книгах Ч. Диккенса любят достойно и достойных. А недостойные пытаются исправиться. Желание поэтессы – жить в замыслах этого писателя. Это желание выражено с помощью выразительного средства – восклицательного предложения с междометием «о»: «О, если б я в том замысле жила!»
И она прошла бы в чепце с корзинкой по булыжнику. Ч. Диккенс дал бы ей возможность идти по жизни гордо.
О женщинах
В стихотворении «Амазонки» Н. Григорьева дает образ пятидесятилетних женщин, которые играют в теннис и бадминтон. В юности у них не было возможности заниматься этим. А сейчас они не отстают от жизни. Поэтесса описывает их спортивный вид, нанесенную косметику, напряженный вид, называет их акселератками, амазонками. Так престает перед читателями чья-то бабушка, чья-то жена. Последняя строка «А что не сбылось – уж тому не сбыться» овеяна грустью.
Есть стихотворение о женщине легкого поведения – «А эта женщина сказала». Звучат ее слова оправдания, кто она такая. Не отличается красотой. Внешний облик невзрачный. Целована многими. Автор не принимает этот образ, но чувствует, что в ней есть что-то такое, чего сразу не заметишь. Это то, как она смеется. Не все женщины так умеют выражать радость.
Личная жизнь
Стержнем семьи Григорьевых была бабушка Анна Григорьевна. Она внесла неоценимый вклад в творческий выбор дочери-поэтессы и внука-скульптора.
Сын Григорьевой – Алексей. Н. Григорьева часто говорила, что у нее детские страхи от того, что отец ушел и не вернулся, в настоящее время превратились в реальные страхи за сына. Если сына не было в точно назначенное время, она не могла справиться с сердечной болью. Любовь к сыну была смыслом ее жизни. И еще один смысл – это литература. Когда на него уже стали обращать внимание серьёзные искусствоведы, она с гордостью говорила, что у него скоро выставка. Сын ненадолго пережил мать. Он после тяжелой болезни ушел из жизни в 2002 г., вскоре после ее смерти.
Алексей Григорьев состоялся как скульптор. Его педагогом была А.Г. Пологова. Она дружила с семьей своего ученика. ёв виде щита и подарила его этой семье. На щите три фигуры: бабушка, мать и внук. В центре находится бабушка. Это она была опорой семьи, она помогла в формировании мировоззрения и определения профессионального пути дочери и внука. За фигурой Алексея полки с книгами, потому что сын Н. Григорьевой отличался огромной тягой к знаниям. С любимцем муз, крылатым конем Пегасом, связана суть творчества матери и сына.
Последние годы знаменитая поэтесса Н. Григорьева жила в Америке и окончила жизненный путь в 2001 г.