Протяжные звуки, создаваемые во время игры на таинственном инструменте – будто музыка иной галактики. Да и невозможно причислить его ни к каким группам из-за совершенно нового способа извлечения звука.

Рождение новинки

Создатель его Лев Сергеевич Термен после окончания консерватории по классу виолончели и физмата университета работал в лаборатории Иоффе, где и появился на свет удивительный инструмент, названный «голосом Термена». На латыни «vox» означает «голос».

Первый прототип был создан в 1919. По задумке изобретателя внутрь небольшой конторки помещены два генератора. Звуковой частотой становится разница частот колебаний между ними. При поднесении руки к отвечающим за высоту и громкость звуков антеннам емкость окружающего их поля меняется, нота повышается.

Главной особенностью новинки является отсутствие границ между нотами. Мелодии можно играть любые. Основной задачей музыкант сделал устранение препятствий между музыкой и исполнителем. Он полагал, что во время игры необходимо не добывать звуки, а управлять ими. Для улучшения громкости изобретатель установил вторую антенну.


Новинка заинтересовала физиков. Термен посещал многие города страны, в 1927 его пригласили в Германию на выставку. Инструмент стал ее сенсацией. Началось длительное турне по Европе. Изобретение восхищало знаменитых композиторов, воспринимали новинку для исполнения, прежде всего, классики. В Америке к коллекции добавился  терпсихон, звуки на нем создавались во время исполнения движений всего тела или танца.

Расцвет популярности

Ученицами Термена стали известная скрипачка Клара Рокмор и Люси Розен. Вскоре изобретатель собрал ансамбль, с огромным успехом выступавший в Карнеги-холле. Каждое их появление на публике сопровождалось нововведениями и экспериментами с цветомузыкой.

В 1929 начался серийный выпуск терменвокса. В двадцатых годах в СССР после отъезда музыканта его изобретение слегка видоизменил Константин Ковальский. Он дополнил фантастическую новинку педалью. С появлением ансамбля электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещеринова в пятидесятых терменвокс превратился в символ авангардной советской эстрады.

Саундреки впервые для фантастического изобретения начала писать Шостакович. Дебютом стала музыка в картине «Одна» в 1931. Мелодии звучали во многих известных кинокартинах и даже в знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» поработал терменвокс: озвучил машину времени.

Техническое новшество заинтересовало и Голливуд. На фабрике грез изобретение Термена превратилось в инопланетный голос. Альфред Хичкок впервые воспользовался возможностями новинки в картине «Завороженный» в 1945. Главным же исполнителем Голливуда стал экс-скрипач Сэмюэль Хоффман. Звучание инструмента прославила картина «День, когда Земля остановилась».


Со второй половины двадцатого столетия терменвокс заметно отодвинулся от классики. Собственную модель предложил в 1953 инженер Роберт Муг. Однако массовое производство ухудшило качество звучания. С семидесятых его чаще использовали для спецэффектов. Популярностью он пользовался и у «Пинк Флойд», и у «Лед Зеппелин».

Новый интерес

В новом столетии началось возрождение изобретения. Масами Такеучи представил матремин, обеспечивающий исполнение мелодий на нескольких инструментах одновременно.

Со временем «матрешки» стали «учебными пособиями» перед переходом к классическим терменвоксам. Они обманчиво легки, но преподавателя для обучения игры найти очень сложно.

Да и разработка собственной техники задача непростая. Но возрождение интереса к нему растет. Нидерланды предложили включить первый электронный инструмент в программу консерватории. В России правнуком изобретателя создана «Школа терменвокса», проводится ежегодный фестиваль «Терменлогия».


«На воздухе» играют и при помощи лазерной арфы, и костюмов с датчиками, однако, как и ранее, идеальной остается конструкция столетней давности. Правда, всем желающим овладеть ее придется осваивать практически утраченное за годы искусство игры.