Виды памяти и их особенности

Физиологически различают два вида памяти: произвольная и непроизвольная. По тому, каким анализатором человек воспринимает и запоминает информацию об окружающем мире, память делится на слуховую, зрительную, тактильную (запоминание с помощью прикосновений), эмоциональную и вербально-логическую (запоминание речи и понимание смысла сказанного). Все эти процессы тесно связаны между собой.  

У детей дошкольного возраста память только формируется. Все малыши обладают врожденной способностью к запоминанию и непроизвольной памятью, которая носит кратковременный характер, а вот над формированием произвольного запоминания можно и нужно поработать. Именно хорошая память в дальнейшем способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Игры для развития памяти у ребенка

Основное занятие дошкольника – игра. Именно с помощью игровых занятий можно развивать память ребенка. Для тренировки слуховой памяти отлично подойдет игра «Что как звучит». Используйте любые подручные предметы, издающие шум и различные звуки. Послушайте вместе с малышом, как звучит тот или иной предмет. Затем предложите ребенку закрыть глаза и определить, какой предмет вы используете.

Развивать зрительную память ребенка можно с помощью игры «Чего не стало». Игра универсальная, подходит для детей от трех до шести лет. Возьмите любимые детские игрушки и расставьте их перед ребенком. Пусть он запомнит их расположение. Затем предложите малышу закрыть глаза и уберите одну или несколько игрушек. Открыв глаза, ребенок должен определить, чего не стало. Игру можно усложнить, предложив запомнить цвет предметов, их точное расположение или количество.


Развивать ассоциативную память у ребенка можно с помощью игры «На что похоже». Покажите малышу любой предмет из его окружения. Предложите назвать предметы, на которые он похож по цвету, форме, материалу и другим особенностям. В эту игру можно играть везде: на прогулке, в магазине, в гостях и даже в дальних поездках. Помимо формирования памяти, она способствует развитию наблюдательности и обогащению речевого запаса ребенка.

Для развития слуховой памяти ребенка очень пригодятся книги. Заучивание или повторение за родителями небольших отрывков стимулируют работу отделов мозга, отвечающих за формирование речи и интеллекта. Детям младшего дошкольного возраста можно предложить запомнить подряд несколько слов и попробовать их воспроизвести. Также попробуйте назвать пару слов, а ребенок путь нарисует картинку, в которой будут эти слова. Так помимо тренировки памяти вы получите еще и подготовку руки к письму.

Если вы решили всерьез заняться развитием памяти у ребенка, помните: процесс должен происходить весело и интересно для самого малыша. Только так вы добьетесь хороших результатов.