Начните с речевой подготовки
Прежде чем научить ребенка читать, научите его хорошо разговаривать. Немаловажную роль в подготовке к речевому развитию и последующему чтению играют книги. С раннего детства приучайте малыша слушать произведения, которые вы ему читаете. Создайте так называемую «зону комфорта» при знакомстве с литературными персонажами.
Если вы будете часто и много читать ребенку, рассматривать картинки, беседовать по их содержанию, то сам вид книги будет вызывать у ребенка желание ее взять и, в дальнейшем, читать. Совместное чтение книг также способствует развитию образного мышления. В дальнейшем оно не только поможет при обучении ребенка чтению, но и пригодится для освоения общей школьной программы.
Во время чтения водите пальцем по буквам. Пусть ребенок не только слышит, но и видит, откуда появляется интересная история. Объясните ему, что все эти истории можно прочитать самостоятельно, нужно лишь знать буквы и уметь складывать слоги.
Методики, помогающие научить ребенка читать
Приступая непосредственно к процессу обучения, выберите методику, по которой вы будете заниматься с ребенком. Учтите, что большинство способов и учебников рассчитаны на возраст от пяти лет. Можно, конечно, попробовать научить читать ребенка трех лет, но если малыш сопротивляется, оставьте эти попытки. Да и при обучении детей более стершего возраста старайтесь не настаивать на выполнении заданий. Излишняя настойчивость или ваша злость от неудач может полностью отбить желание заниматься.
Выбирая книгу для обучения, сходите в магазин вместе с ребенком, так он будет больше заинтересован в процессе. Основное правило: среди обилия пособий выбирайте те, в основе которых лежат логопедические методики и системность. Например, букварь Жуковой Н. С. или кубики Н. Зайцева.
Помните: с ребенком нужно учить не буквы, а звуки. Это способствует развитию фонетического слуха. Затем ребенок сам будет ассоциировать звук с буквой. Таким образом произойдет процесс складывания букв в слоги и дальнейшее самостоятельное чтение.
Чтобы научить ребенка читать, начинайте с изучения гласных звуков, затем познакомьте его со звонкими твердыми согласными, потом глухими согласными и, напоследок, шипящими. Важное замечание: если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением, учиться читать ему будет гораздо сложнее.
Каждый выученный звук повторяйте по нескольку раз. Вместе с изучением звуков переходите к освоению простейших слогов (ма, мо). Произносите слоги нараспев и не спешите складывать их в слова, это завершающий этап обучения. Когда все слоги будут выучены, учите малыша читать простые двухсложные слова. Так постепенно ребенок сам освоит прекрасное и очень нужное умение – чтение.