Иногда тяга к знаниям открывает человеку дорогу к научным открытиям, а иногда она же приводит его на эшафот. Все зависит от порядков, которые царят в обществе. Слава благородного разбойника может казаться завидной, однако финал у таких персон всегда трагический.
Детство
На Кавказе рождение сына - большое счастье. В 1876 г. священник села Тхвиави Захарий Кецховели стал отцом. Новорожденного назвали Владимиром. Родные звали малыша на грузинский манер Ладо. Семья была большая - Захарию жена подарила шестерых детей, что не прошло для нее бесследно. В 1883 г. многодетная мать умерла, и все заботы о наследниках легли на плечи вдовца.
Пейзаж вблизи деревни Тхиави в Горийском уезде Грузии
Ладо наблюдал, как портился характер его родителя. Чтобы дети не голодали, он увеличивал сборы с прихожан своей церкви. Когда один из бедняков не смог выплатить налог, Захарий позвал на помощь солдат и те разгромили дом ослушника. Мальчик высказал свое негодование в лицо отцу, тот обиделся и велел ему собираться. Кормить дитя было накладно, а терпеть строптивца святой муж больше не хотел.
Юность
Самостоятельная жизнь у подростка началась очень рано. Его отправили в Горийское духовное училище. Преподавателям он сразу не понравился - слишком много задавал каверзных вопросов, заявлял, что служители церкви не всегда бывают справедливы. Подлило масла в огонь известие о том, что старший брат Владимира Нико связался с народниками. Ничего криминального эти ребята не делали, но любили читать запрещенную литературу и нередко подсовывали ее крестьянам.
Ладо редко виделся с братом, но рассказы о том, что у того есть некие страшные книжки, тревожила воображение мальчишки. Он смог достать что-то из того, что называли запрещенным. Творчество авторов, которых наставники учебного заведения причисляли к слугам Сатаны, оказалось интересным, и речь там шла совсем не о черных мессах, а о необходимости бороться за свои права.
Опасные знакомства
Володя начал вести просветительскую работу в среде своих товарищей. Он организовал литературный кружок, где ребята читали и обсуждали книги, в том числе и не отвергнутые цензурой императорской России. Собрания посещали как сверстники Ладо, так и учащиеся младших и старших классов. Среди них был и Иосиф Джугашвили, который позже прославится под партийным псевдонимом Сталин.
Чтобы каждый желающий мог сам попрактиковаться в политической публицистике, Кецховели начал выпускать журнал "Гантиади". Название издания переводится как "Рассвет". Этот рукописный сборник крамолы попал в руки одного из учителей, и авторам пообещали большие проблемы с будущей карьерой. Только вмешательство отца спасло вольнодумца от отчисления и позволило ему в 1891 г. продолжить образование в Тифлиской духовной семинарии.
Восстание
Порядки в семинарии были жестокие. Некоторые учителя позволяли себе нацистские высказывания, унижали небогатых студентов. Наш герой не мог продолжать здесь деятельность подпольного литературного кружка, которому под силу было только критиковать обличенных властью тиранов. Юноша собрал единомышленников и предложил им устроить забастовку. В декабре 1893 г. семинаристы несколько дней бушевали, требуя исключить из штата преподавателей садистов и нацистов.
Результатом бунта стало исключение 23 учащихся. Среди них был и организатор восстания - Ладо Кецховели. Он вернулся в Тхиави в родительский дом. Захарий любил своего сына и убеждал его подумать о будущем. Он настоял на том, чтобы убежденный атеист продолжил учебу и получил сан. В Грузии это было сделать невозможно - слишком знаменитым стал юный дебошир, пришлось отправить Ладо в Киев.
Ладо Кецховели. Гравюра
Подпольщик
Каждый горец уважает старших, но и своя гордость у него есть. Молодой человек формально выполнил все наказы папеньки - в 1894 г. прибыл в Киев, поступил в духовную семинарию, но вместо изучения религиозных текстов, принялся искать контакты с революционерами. В городе действовала ячейка социал-демократов. Вскоре Ладо вступил в ряды этой нелегальной организации. В 1897 г. на квартирах у подпольщиков начались обыски, и наш герой был вынужден бежать.
Арест пропагандиста. Илья Репин
Явиться домой было стыдно, потому Кецховели нашел приют у своих единомышленников в Тифлисе. Там он встретил старого знакомца Джугашвили. Молодые люди вели борьбу с царским режимом. Вкладом Ладо была организация типографии, выпускавшей листовки. Необходимость постоянно скрываться ставила крест на личной жизни, потому, когда нужно было кого-то перебросить в Баку, выбрали холостяка Кецховели.
Гибель
В январе 1900 г. бакинская организация РСДРП пополнилась новым членом. Владимир немедленно занялся организацией типографии. Его детище будет носить женское имя "Нина". Агитация рабочих железной дороги и нефтяных приисков привлекла к подпольному самиздату внимание жандармов. Осенью 1902 г. печатная мастерская была обнаружена и все, кто там находился, арестованы. Среди задержанных был и Ладо.
Метехский замок - место гибели Ладо Кецховели
Суду сложно было вынести строгий приговор этому парню. В его биографии не было эпизодов разбоя или акций возмездия представителям власти. Кецховели отправили в бакинскую тюрьму. Это не остудило его горячую голову - он поднял восстание заключенных против ужасных условий содержания. Непокорного перевели в Метехский замок. Трус, охранявший место заключения, увидел в окне одного из казематов известного революционера и выстрелил в него из винтовки. Так погиб Ладо Кецховели.