В начале 20 в. многие мальчишки мечтали о небе. Профессия летчика считалась самой романтической. После эпопеи со спасением экспедиции Умберто Нобиле штурвал самолета перестал быть пределом мечтаний - если уж летать, то непременно над плохо изученными пространствами Крайнего Севера. Павел Головин был одним из тех счастливчиков, для которых путь первопроходца был работой.
Детство
Появился на свет наш герой в апреле 1909 г. Его отец был служащим, семья проживала в Наро-Фоминске под Москвой. В те времена это была практически провинция. Родители не внушали сыну тщеславных планов на будущее, хотели только, чтобы жил не хуже других. Павлик, как и все дети той поры, увлекался чтением приключенческих романов Жюля Верна и представлял себя на месте героев книг, но не представлял себе, как стать настоящим путешественником.
Город Наро-Фоминск, где родился и вырос Паве Головин
Школу подросток закончил после революции. Времена были непростые, потому нужно было осваивать рабочую специальность. В родном городе было предприятие, продукция которого всегда пользовалась спросом, а рабочие неплохо зарабатывали, это была текстильная фабрика. Подросток начал трудиться там.
Мечты сбываются
Молодой Советский Союз был страной романтиков и новаторов. При фабрике работал планерный кружок Осавиахима, благодаря которому биография Пашки сделала крутой вираж. Пилотов, конечно, здесь не готовили, но возможность подняться в небо для провинциального паренька была сродни полету в космос. Хобби не влияло на трудовую деятельность, в которой юноша проявлял старательность. Мастера текстильщики убедили его в том, что он должен получить приличное образование, и порекомендовали поступать в Московский строительный техникум.
Плакат Осавиахима
Прагматизм взрослых начал тяготить молодого человека. Учился он прилежно, но все свободное время посвящал планерам. Закончилось все тем, что студент сам подал документы на перевод в летную школу Осавиахима в Тушино. Тут Головин проявил себя - он был не просто отличником, а лучшим. Получив в 1930 г. диплом, юный авиатор остался в учебном заведении в статусе инструктора, а потом командира звена школы.
Судьбоносная встреча
В 1932 г. в Коктебеле проходил слет планеристов. Москву представлял Павел Головин. В программе мероприятия были как показательные выступления, так и состязания. Наш герой отличился - установил два мировых и один всесоюзный рекорд. Чемпиону сулили блестящую карьеру, он познакомился со многими летчиками, о которых раньше только слышал, или читал в газетах.
С момента крымского триумфа прошло 2 года. В гости к одному из товарищей Павла заглянул Анатолий Алексеев. Именно он в составе экипажа "Красного Медведя" под командованием Бориса Чухновского участвовал в спасении воздухоплавателей с "Италии". Знаменитый авиатор не мог покинуть столицу, пока ему не будут представлены все ребята, для которых он стал кумиром. Среди приглашенных на встречу был и Паша Головин. Алексеев умел рассказывать о приключениях на Севере. Остроумное и увлекательное повествование восхитило Головина, и он сам изъявил желание служить на Севере. Старший товарищ помог ему стать частью крылатой команды Главсевморпути.
Павел Головин за штурвалом самолета
Первый над Полюсом
Стартовав с поста первого пилота самолета-амфибии Дорнье-Валь, Головин демонстрировал высший класс. Коллеги радовались успехам молодого пилота, которому доверяли ледовую разведку и эвакуацию людей с метеорологических станций. Павла увлекла идея высадки на Северном полюсе команды ученых.
В 1937 г. нашлось четверо смельчаков, которые готовы были зимовать на льду, решался вопрос, кто их туда доставит. Это было задание для самых лучших, каждый пилот желал сделать вклад в великое дело покорения макушки Земного шара. Головину снова повезло - ему поручили разведку места для высадки папанинцев. Вылеты пришлись на день рождения парня. Он, может быть, и хотел отметить праздник посадкой на полюсе, и точно знал, что его командир Михаил Водопьянов за эту выходку ругать не станет, но, сделав круг, вернулся на базу. Его донесения позволили подняться в воздух машинам с членами экспедиции.
Команда авиаторов экспедиции "Северный полюс-1"
Война
За отлично выполненное задание Павла удостоили звания Героя Советского Союза. Друзья намекали, что пора уже видному кавалеру найти себе жену, но взять отпуск, махнуть в Москву и приударить за местными девчонками удавалось крайне редко, времени на личную жизнь оставалось маловато. Вскоре пришло известие о пропаже самолета Сигизмунда Леваневского, который совершал полет по маршруту Москва-Северный Полюс-США, и Головин принял участие в его поисках, которые завершились неудачей. Справиться с мрачными мыслями помогало литературное творчество.
Головин прокладывал новые авиамаршруты на Крайнем Севере, когда началась война с Финляндией. Пилот был направлен на фронт. Молодой полковник взялся не за штабную работу, а за самые опасные задачи. В 1940 г. Павел попросился на летно-испытательную работу. Предчувствие большой войны витало в воздухе, а наш герой успел познакомиться со всеми недостатками советских боевых самолетов, ему хотелось опробовать ту технику, которая вступит в бой с самым опасным врагом.
Павел Головин
Товарищи Павла шутили, что на именины ему не везет. Никогда не удавалось провести этот день в столице в кругу семьи. В 1940 г. невеселой традиции пришел конец. На следующий день авиатор поднял в небо новый бомбардировщик. Во время полета машина свалилась в штопор. Павел Головин не смог ее спасти, он и его товарищи погибли.