Голос Александра Иосифовича Батурина, бас-баритон,относился к весьма редким: певец исполнял партии и низкого баритона, и высокого баса, и баса-профундо.
Непростой путь к призванию
Биография будущей знаменитости началась в 1904 году. Ребенок появился на свет 17 июня в местечке Ошмяны неподалеку от Вильнюса в семье сельского учителя. Отец рано ушел из жизни. Четверых детей поднимала мать в одиночку.
В 1911 Батурины перебрались в Одессу. Будущий солист спустя несколько лет отправился учиться на курсы автомехаников. Он приступил к работе в гараже. Подростку с пятнадцати лет доверяли вождение машин.
Во время работы Александр нередко пел. Голосом его восхищались все окружающие, но сам молодой человек не решался показать умение на публике. Друзьям все же удалось уговорить Батурина выступить на проходившем в гараже веере художественной самодеятельности.
Успех вокалиста оказался настолько оглушительным, что в следующий вечер его прослушивали певцы-профессионалы. Поле их высочайших оценок по направлению Александр поехал в консерваторию в Петроград.
Абитуриента прослушивал Александр Глазунов, ректор. Он поразился выдающейся красоте голоса, сочности и теплу его тембральной окраски. Студента зачислили в класс к профессору Тартакову. Талантливый юноша получал именную бородинскую стипендию.
Время становления
На выпускном экзамене Батурин удостоился самой высокой оценки мастерства. После завершения с отличием образования в консерватории в 1924 по рекомендации знаменитого композитора и ректора Глазунова Александр Иосифович был направлен в Рим для совершенствования вокала в Музыкальной академии «Санта Чечилия». Занимался с талантливым студентом знаменитый маэстро Маттиа Баттистини.
В миланском театре «Ла-Скала» Батурин исполнял партии Филиппа Второго и Дона Базилио в «Дон Карлосе», пел в «Колене» Глюка и «Бастьене и Бастьенне» Моцарта. Посещал певец другие итальянские города. Он принял в Палермо участие в исполнении «Реквиема» Верди, выступал в симфонических концертах.
После окончания стажировки вокалист совершил по Европе гастрольный тур. На родину Батурин вернулся в 1927. По прибытии молодой певец стал солистом Большого театра.
Дебютировал он в партии Мельника в столичной постановке «Русалки» Даргомыжского. Слушателей потрясла передача голосом трагизма отца, потерявшего из-за предательства князя любимую дочь. Александр Иосифович спел немало партий. Ему доверяли как басовые, так и баритональные роли. Диапазон его оказался настолько широк, что он блистательно справлялся с партиями Князя Игоря, Гремина, великолепно пел Руслана, Эскамильо, Мефитстофеля и Демона.
На высочайший уровень певец вышел благодаря постоянной работе над постановкой голоса. Также результат дали и прекраснейшая вокальная подготовка, которую получил солист, и приобретенное им умение задействовать различные голосовые регистры, и знание техники звуковедения.
Успех
Особенно насыщенной была работа над русской оперной классикой. Партии Пимена в «Борисе Годунове» и Томского из «Пиковой дамы» получили особенно высокие оценки и у критиков, и у слушателей. Драматическое мастерство продемонстрировал наряду с вокальным певец в партии Досифея в «Хованщине».
Репертуар солиста пополнили русские народные песни. Критики восторгались его исполнением «Вдоль по Питерской...» и «Эй, ухнем!».
Александр Иосифович на сцене воплотил образ мужественного защитника своей родины от угнетения Вильгельма Телля в одноименной опере в одноименной опере Россини. Во время работы над партией певец тщательно изучал материал, проникаясь духом эпохи. В итоге образ получился по-настоящему народным.
С удовольствием исполнял солист произведения современников. Он первым включил в репертуар шесть романсов Шостаковича. Все они посвящались Батурину. Восторженно отзывались о его трактовке сольных партий в симфонической кантате Шапорина «На поле Куликовом» и бетховеновской «Симфонии No 9».
Новые грани таланта
Артистическая одаренность не осталась без снимания кинематографистов. Батурин снялся в трех кинолентах. Его первой работой стал немой фильм «Простой случай» в 1930. В картине певец сыграл главного героя, Лангового.
Красный командир возвращается домой после гражданской войны. Вместе с друзьями-фронтовиками Желтиковым и дядей Сашей он работает в военном штабе. Нередко все вместе собираются в квартире Лангового, обустроенной его супругой Машенькой. Особенно ярко ее нежное отношение к мужу проявляется во время болезни главного героя.
Когда же супруг выздоравливает, уставшая жена отправляется к родным отдыхать. Во время ее отсутствия муж начинает роман. Машенька узнает об измене после возвращения. Переживает она очень тяжело. В итоге решение сохранить семью пересиливает, Ланговой получает прощение.
Певец принимал участие в кинокартинах «Земля» и «Концерт-вальс».
Педагог
Кроме творчества, Батурин занимался и преподавательской деятельностью. В столичной консерватории после войны он вел класс сольного пения. В числе его воспитанников – знаменитый вокалист Гяуров.
Батуриным разработан научно-методический труд «Школа пения». В нем систематизирован богатейший опыт солиста и даны приемы обучения вокалу.
Принял участие Александр Иосифович в работе над специалным обучающим фильмом. В Большом театре в течение длительного времени Батурин занимал должность консультанта-наставника молодых солистов.
Устроил певец и личную жизнь. Его супругой стала Вера Дулова. Избранница была арфисткой. Затем она также занималась преподаванием. Из жизни знаменитый певец ушел в 1983 году, в последний день января.