Хорошо знавшие Михаила люди утверждали, что у него характер олимпийца. В каждом деле, за которое брался, этот человек стремился поставить рекорд. Немыслимые для современников достижения и высокие звания не мешали ему увлекаться искусством. Существует версия, что именно он - генерал-полковник авиации - в 1946 г. подсказал Михаилу Жарову несколько уморительных шуток для кинокомедии "Беспокойное хозяйство".

Детство

Патриархальная Тверь не сразу приняла выбор военного врача Михаила Громова: аристократ взял в жены простолюдинку. Вольнодумец не ошибся - семья получилась счастливая, вскоре после свадьбы супруга подарила ему сына, которого назвали так же, как отца. Мишу с ранних лет учили тому, что нужно уметь отстаивать свое мнение и смело идти к мечте.


Город Тверь, где родился Михаил Громов

Ребенок Громова должен был получить прекрасное воспитание и образование. Родители прививали ему любовь к классической литературе и спорту, который тогда был привилегией высшего сословия. Когда мальчик заявил, что хочет стать авиатором, родители очень радовались. Начинать надо было с малого, потому первые летающие машины в жизни нашего героя были авиамоделями.

Авиация

В 1916 г. Михаил стал студентом Императорского технического училища. В свободное от занятий время он брал уроки живописи и покорял спортивную арену. Крепкий парень завоевал титул самого сильного человека Москвы, поставив рекорд в жиме штанги. Год спустя он попал под призыв. Военной специальностью Громова должна была стать телеграфная связь, но по окончанию курсов юный романтик желал освоить летное дело. Ему пошли на встречу, и вскоре наш герой поднялся в небо на "Фармане".


Михаил Громов студент (1915)

На фронт Михаил попал, правда, уже во время Гражданской войны. Сознательно выбрав сторону красных, авиатор занялся подготовкой летчиков-новичков. Доверили такую ответственную задачу юнцу командиры РККА не спроста - ответственность и требовательность к себе и товарищам делали Михаила Громова идеальным наставником. Боевые вылеты у пилота тоже были.

Достижения

После войны наш герой занялся испытательными полетами. Рычаги для управления летательными аппаратами подгоняли специально для него. Богатырь, завоевавший в 1923 г. титул чемпиона СССР по тяжелой атлетике, мог ненароком согнуть хиленький рычаг дугой. Громов в небе не хулиганил, во всем он предпочитал порядок.


Михаил Громов - один из первых, кто совершил эвакуацию из терпящего бедствие самолета с помощью парашюта и внедрял эту практику среди авиаторов

Среди самолетов, штурвал которых ему доверили, был вызывавший большие разногласия АНТ-25. Машина понравилась Громову. В 1934 г. вместе с экипажем: второй пилот Александр Филин, штурман Иван Спирин, он на новеньком гиганте совершил полет, бивший уже существовавшие рекорды дальности. Мировая общественность это достижение проигнорировала, обвинив Советский Союз в подтасовке данных.

Рекорд

Идея перелететь через Северный полюс в США, доказав всем, что АНТ-25 и советские пилоты - лучшие, была воспринята Михаилом Михайловичем с энтузиазмом. Самолет Громова должен был пройти по маршруту, который проложит знаменитый Валерий Чкалов, но посадку совершить поближе к Мексике.

В 1937 г. беспосадочный перелет Москва-Сенверный полюс-Сан-Джастино состоялся. Америка встречала командира экипажа Михаила Громова, второго пилота Андрея Юмашева и штурмана Сергея Данилина радушно, а местные репортеры немедленно распространили слух, что самолет заправлялся в пути. Где именно - выдумщики так и не смогли сочинить. На Родине героя ждала самая высокая награда.


Экипаж АНТ-25 Громов, Юмашев и Данилин в Калифорнии

Из чемпионов в тренеры

Неутомимый авиатор после завершения полета, сделавшего его имя легендой, взялся за работу по подготовке беспосадочного кругосветного авиарейса. Нужна была новая техника и мастерство управления ею нужно было совершенствовать. Весной 1941 г. Михаил Громов возглавил Летно-исследовательский институт. Спустя несколько месяцев началась война и покоритель неба попросился на фронт.


Михаил Громов

Защищал Родину Громов на Калининском фронте. Те, кто сражался под его командованием, утверждали, что более грамотного и заботливого командира не найти. Михаил Михайлович был принципиальным противником ненужного риска, требовал от каждого летчика максимального вклада в победу над врагом. В 1944 г. его назначили начальником Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации.

После Победы

Вместе с Победой Михаил Михайлович отгулял свадьбу. В личной жизни он был перфекционистом - искал свою единственную. Встретил он ее, когда упрашивал спортсменок Московского ипподрома позаботиться о трофейных лошадях. Дерзкая Нина сомневалась в том, что из этой затеи выйдет что-то толковое. Результатом спора стало сватовство. Муж смог убедить свою избранницу в том, что немецкие скаковые лошади прекрасны и на одной из них спустя 5 лет Нина будет брать спортивные трофеи.

После войны Михаил Громов продолжил делать карьеру военного специалиста. В 1946 г. он занял пост заместителя командующего Дальней авиацией. В запас он вышел в 1955 г. и спустя 4 года возглавил Федерацию тяжелой атлетики СССР. Свободное время отставник посвящал творчеству. Михаил Михайлович стал автором ряда книг, посвященных летному делу, оставил мемуары, писал стихи.


Открытие памятника Михаилу Громову, Тверь, 2017

Скончался герой Советского Союза Михаил Громов в январе 1985 г. Его биография могла бы стать основой для остросюжетного приключенческого фильма. Главное, чтобы зрители поняли, что это не фантастика, что в реальной жизни есть люди, которым покоряются любые высоты.