Джон Биркс Гиллеспи сумел сделать огромнейший вклад в развитие джаза. Он не только стал вдохновителем импровизационного направления, но и первым начал играть на загнутой вверх трубе. Во время исполнения музыкант так раздувал щеки, что слушатели глаз не могли оторвать от его лица.

Путь к призванию

Биография будущей знаменитости началась в 1917 году. На свет мальчик появился в Чироу 21 октября. В семье он был девятым и самым младшим ребенком. Отец трудился каменщиком. Все его свободное время было посвящено музыке. Он играл в местном ансамбле. Инструментов в доме всегда было немало.

Своим внимание малыш Джон не обошел ни один. Ставшее его именем прозвище «Диззи» мальчик получил не за виртуознейшее владение одним из них, а за свои проделки. От них голова кружилась не только у него, но и у взрослых.

Музыкальные способности в малыша проявились рано. На одаренность мальчика обратили внимание все окружающие. С 10 лет Джон получал образование в Лоринбургском колледже. Он научился игре на тромбоне, ударных и фортепиано, занимался теорией и гармонией.

Однако любимым инструментом студента стала труба. Играть на ней Гиллеспи научился сам. Пятнадцатилетний подросток понял, что совершенствовать навыки игры на ней он готов постоянно. Во время обучения Джон играл в студенческом оркестре.


Успех

Музыкальная карьера началась в Филадельфии. Окончившего в 1937 учебу парня третьим трубачом взял в свой бэнд Фрэнк Фейрфакс. После переезда в Нью-Йорк Джон вошел в состав гарлемского оркестра Тедди Хилла. Руководитель вспоминал, что если бы не удивительное мастерство, никогда бы не взял в свою команду эпатажного претендента.

В дальнейшем стиль поведения музыканта шокировал многих. Но не они помогли завоевать трубачу всемирную известность, а эксцентричная манера игры. Вскоре Гиллеспи играл первые партии, оставаясь третьим трубачом. Успехом пользовался виртуоз во время европейского тура.

Лицо его во время игры удивительным образом трансформировалось. Огромные щеки вызывали интерес даже тех, кто джазовой музыкой не увлекался. Поразительные анатомические особенности превратились в визитную карточку Диззи.

После распада коллектива в 1939 Диззи перешел к Кэбу Кэллоуэю. Осознать всю степень таланта нового участника команды руководитель не мог и уволил Гилллеспи. Но во время работы в оркестре началось сотрудничество трубача с известными музыкантами, были записаны новые композиции. В 1940 парень наладил личную жизнь. С танцовщицей театра в Гарлеме Лоррейн Уиллис они стали мужем и женой.

На тот момент джазмен уже снискал славу. Уникальной была его манера игры. Он словно жил внутри исполняемых произведений. Силу его музыки слушатели ощущали каждым нервом. Аудитория чувствовала все нюансы и неожиданные акценты. А импульсивная игра со сложнейшей структурой гармонии превратила исполнителя в настоящую звезду.


Новые свершения

Вместе с Чарли Паркером и Телониусом Мунком Гиллеспи основал бибоп. Он создавал новые ансамбли, записывал альбомы. Джазмен играл с пианистом Эдгаром Хейсом, сотрудничал с оркестрами Эллы Фитцджеральд, Дюка Эллингтона. В 1941-1942 на протяжении зимы музыкант работал с Бенни Картером и Чарли Барнетом.

Тогда Диззи занялся аранжировкой. Заказы он выполнял для коллективов Джимми Дорси и Вуди Германа. Свой первый квартет Гиллеспи создал летом 1942. Это был первый в мире джазовый ансамбль, работающий в стиле бибоп.  В конце года музыкант начал сотрудничество с Эрлом Хайнсом в составе его оркестра. Собственную команду джазмен без внимания не оставил.

Он активно совершенствовал стилистику нового направления. После работы с известными оркестрами в 1944 и 1945 виртуоз создал новый биг-бенд. В 1946 состав оркестра обновился. В ритм-группе добавились перкуссионисты, подчеркивающие кубинско-африканское происхождение джаза. Главный акцент во всех композициях отныне делался на игре солистов-импровизаторов, а не на инструментальном звучании коллектива. В 1946-1948 команда несколько раз выезжала на гастроли в Европу.

Новый стиль постепенно завоевывал признание. Слава пришла после начала работы в нью-йоркском клубе Минтона. Настоящим ажиотажем вокруг заведения обернулись джем-сейшены Диззи. Супермодными с легкой подачи джазмена стали массивные очки с черной оправой, береты и эспаньолки.


Подведение итогов

К середине сороковых бибоп прочно занял в джазе одно из ведущих мест. Благодаря Гиллеспи слушатели узнали о ритмах калипсо, румбы и болеро. Эмоциональные композиции его биг-бэнда снискали множество поклонников.

10 марта 1958 родилась дочь знаменитого джазового исполнителя. Джини Брайсон также выбрала музыкальную карьеру, став известной в Америке певицей. В ее творчестве скомбинированы и латина, и поп, и джаз.

В восьмидесятых Диззи возглавлял ансамбли «United Nations Orchestra» и «Dream Band». Своих молодых коллег он называл учениками и активно сотрудничал с ними. Все авторские инновации относительно музыки джазмен всегда записывал, чтобы объяснять последователям. В 1989 Диззи дал 300 концертов почти в 30 странах мира.

Ему присвоено 14 докторских степеней, исполнителю вручен Орден искусств и литературы Французской Республики. Гиллеспи стал обладателем «Грэмми». На Аллее Славы в Голливуде есть его именная звезда.


Яркая жизнь великого музыканта завершилась в 1993, 6 января.