Биография
Родился Холл Бартлетт в крупнейшем городе штата Миссури Канзас-Сити. Образование получил в Йельском университете по направлению гуманитарных наук. Состоял в обществе «Phi Beta Kappa» - старейшем американском студенческом сообществе, известном своей избирательностью и требовательностью к своим членам. Членство в этом обществе считается признанием высших заслуг у американских студентов. В среднем, только один из ста претендентов удостаивается чести вступить в него.
Лауреат международной стипендии Родоса. По окончании обучения отслужил по призыву 5 лет в военно-морской разведке армии США.
Карьера
Начало карьеры Холла Бартлетта относится к 1952 году, когда он снял в качестве продюсера свою первую документальную кинокартину «Навахо». Фильм рассказывает о тяжелом положении американских индейцев в 40-е и 50-е годы XX века. Холл стал не только продюсером этого фильма, но и сыграл в нем главную роль индейского школьного советника. Картина номинирована на 2 премии Оскара за лучшую кинематографию и лучшую документальную роль.
Следующий фильм «Безумцы» (1953) - история суперзвезды американского футбола Элроя Хирша. В США это был первый кинофильм, посвященный американскому футболу, а для Холла он стал первым фильмом, который он не только спродюсировал, но и срежиссировал. Стоит отметить, что фильм был выпущен на производственной компании «Холл Бартлетт Продакшнс», которую Холл зарегистрировал незадолго до этого.
Фильм «Unchained» - тюремный фильм 1955 года, снятый всего за 6 месяцев в «Калифорнийском институте для мужчин» - так называется мужская тюрьма в Чино, штат Калифорния. В этом фильме Холл был и продюсером, и режиссером, и сценаристом. Музыкальная тема «Unchained Melody», написанная к этому фильму, впоследствии стала международной классикой.
Вскоре «Холл Бартлетт Продакшнс» приобрела права на первый роман британско-канадского романиста Артура Хейли «Нулевой час!» и экранизировала его. Фильм так и остался бы неизвестным, но в 1980 году на него была снята фильм-пародия-катастрофа «Самолет!», копирующая некоторые части оригинального фильма почти полностью.
«Дранго» - американский фильм 1957 года, повествующая об эпохе окончания американской гражданской войны.
«Все молодые люди» - художественный фильм 1961 года, посвященный проблеме сегрегации в американском корпусе морской пехоты. Сержант-афроамериканец Таулер неожиданно получает в командование взвод, полностью состоящий из белых солдат. Таулеру предстоит завоевать доверие и уважение своих подчиненных и вывести взвод их зоны боевых действий.
«Смотрители» - американская драма 1963 года о жизни в психиатрической больнице. По просьбе президента Джона Кеннеди его впервые показали на полу Сената США.
«Глобальное дело» - фильм 1964 года, история первого ребенка, найденного в штаб-квартире ООН и национальность которого невозможно установить.
«Сол Мадрид» - фильм 1968 года о героиновых мафиях.
«Изменения» - драма 1969 года о проблемах студенческого поколения.
«Генералы песчаных карьеров» - первый фильм Холла Бартлетта, получивший международное признание и включенный в программу Седьмого Московского Международного кинофестиваля. Этот фильм, посвященный уличным бандам бедной бездомной молодежи, стал культовым в СССР.
«Чайка Джонатана Ливингстона» стал самым известным достижением Холла Бартлетта как режиссера. Фильм был номинирован на две премии Оскар за лучшую кинематографию и лучшую редакцию фильма. Саундтрек, записанный к фильму, получил широкую популярность и признание у критиков. Однако, сама картина едва окупила затраты на ее производство.
Кроме того, фильм «Чайка Джонатана Ливингстона» с самого начала подвергался судебным искам: за большое количество расхождений между фильмом и книгой, за то, что Холл вырезал слишком много музыки из фильма и другие.
«Дети Санчеса» - фильм 1978 года, рассказывающий о судьбе мексиканской семьи и о ее борьбе с культурой бедности вокруг нее. В этом фильме главную роль сыграла Люпита Феррер – в то время супруга Холла Бартлетта. Музыкальное сопровождение для фильма получило премию «Грэмми». Фильм был показан на Одиннадцатом Московском Международном кинофестивале в 1979 году.
Последней картиной Бартлетта стал телефильм «Любовь навсегда» 1983 года. Фильм рассказывает о любви двух молодых людей Джона и Лауры, один из которых (Джон) был выслан из страны, а другую (Лауру) заключили в тюрьму. Чтобы воссоединиться, Джон должен составить и исполнить незабываемый, захватывающий и опасный для жизни план по похищению Лауры.
Фильм рассказывает о коммунистическом Лаосе, превращенном в полицейское государство. Съемки проходили в Таиланде. Бартлетт стал первым режиссером, получившим разрешение на съемки на реке Меконг, разграничивающей Таиланд и Лаос. Большое количество проблем, происходивших во время съемок, вынудили Холла монтировать фильм в обстановке чрезвычайной секретности.
Достижения
В своем родном городе Лос-Анджелесе Холл Бартлетт основал Музыкальный центр, был директором театра имени Джеймса Дулиттла, покровителем Художественного музея и Американского молодежного симфонического оркестра, членом правления виртуального цифрового телеканала KCET, организатором профессионального клуба по американскому футболу «Лос Анджелес Рамс» и баскетбольного клуба «Лос Анджелес Лейкерс Баскетбол Клуб».
После окончания кинокарьеры занялся написанием романов. Его первый роман «Остальные в нашей жизни», выпущенный в 1988 году, стал бестселлером. Также широкую известность получили романы «Лицом к лицу», изданный в1993 году американским издательством «Случайный дом».
В сотрудничестве с Майклом Дж. Ласки написал сценарии для 12 проектов. Один из сценариев после смерти Холла был продан его вдовой Стивену Спилбергу и использован для фильма «Поймай меня, если сможешь».
Награды
Фильмы Холла Бартлетта получили 10 первых призов на различных международных кинофестивалях, 17 раз номинировались на премию Оскар, 8 раз получали награды «Золотой Оскар» Голливудской зарубежной прессы и более 75 наград и премий от различных национальных и международных организаций и изданий.
Личная жизнь
Холл Бартлетт был женат три раза.
Первая супруга – Ронда Флеминг, урожденная Мэрилин Луинс, американская певица, актриса кино и телевидения. Снялась более чем в 40 фильмах и получила известность как самая гламурная актриса своего времени по прозвищу «Королева Техниколора», так как хорошо получалась на снимках и пленках, снятых по этой технологии. Брак был оформлен в 1966 году и расторгнут в 1972-м.
Вторая супруга – Люпита Феррера, венесуэльская актриса кино, театра и телевидения. Прославилась своей красотой, в особенности большими выразительными глазами, а также сильным театральным талантом. Брак был недолговечным – они поженились и развелись в 1978 году.
Третья жена – Лоис Батлер, американская киноактриса. Дата бракосочетания неизвестна. Брак продлился до самой смерти Лоис в 1989 году.
Детей нет.