Биография

Родился Эдуард Карлович Павулс в 1929 году в Юрмале. Их семья жила очень бедно, и отцу приходилось работать на самых тяжелых работах. Эдуард хотел стать рыбаком, как отец, однако видел, насколько это труд каторжный, трудный. Тогда он подумал, что лучше ему стать военным моряком, потому что он очень любил море.

Однако судьбе было угодно, чтобы однажды Эдуард ненадолго уехал в Ригу и там пошел на спектакль в одном из театров. Это совершенно перевернуло все его планы, кардинально изменило мечты – он понял, что хочет стать артистом. И начал искать, где можно получить образование актера театра.

И нашел студию при театре имени Райниса там же, в Риге. Окончил студию Паулс в 1949 году и остался служить в труппе этого театра. Здесь он был ведущим актером на протяжении тридцати пяти лет – вплоть до 1985 года. А потом его просто уволили, потому что много стал болеть. В интервью Павулс говорил об этом с горечью, но такова судьба артистов.


Зато в театре Эдуард сыграл очень много замечательных ролей, и самая первая роль была просто мечтой любого молодого актера – это роль Ромео в «Ромео и Джульетте» незабвенного Шекспира. Его партнершей стала Вия Артмане, такая же знаменитая актриса в будущем, как и сам Павулс.

После увольнения он пришел в театр только через двадцать два года, по просьбе Вии Артмане – у них почти одновременно был юбилей: 75 лет. Он не мог отказать своей партнерше по многим фильмам, и праздник получился на славу.  

Карьера в кино

В 1957 году молодой актер снялся в фильме «После шторма» – это был его дебют. Требования к молодым актерам в то время были очень жесткие. И, судя по тому, что в тот же год Павулса пригласили в другой фильм, испытание он прошел на отлично. Тем более, что следующий фильм назывался «Сын рыбака». А значит, это был фильм про него самого.

Самому Павулсу в своей фильмографии больше нравились фильмы «Слуги дьявола», «Двойной капкан» и «Театр». Их он считал «настоящими».

А критики самыми лучшими фильмами с его участием также считают картины «Стрелы Робин Гуда» (1975) и «Кин-дза-дза» (1986). А также сериал «Долгая дорога в дюнах» (1980-1981).

Звание Народного артиста Латвийской АССР Павулс получил уже в 1966 году, когда ему было тридцать семь лет. Это можно считать успехом, потому что награды и звания в то время раздавали очень скупо.


Одно из памятных воспоминаний о съемках, о котором рассказал Эдуард Карлович в одном интервью, была сцена из фильма «Театр» (1978). По сюжету герой Павулса должен был дать пощечину Вии Артмане. Он не рассчитал силу удара, и актриса от его пощечины отлетела к стене. Он тогда страшно испугался, Вия смеялась, а режиссер был доволен: сцена получилась весьма натуральная.

Фильмография Павулса

Одной из заметных ролей актера стал образ Оскара в фильме «Сын рыбака» (1957). Он играл здесь сына своего народа, который всеми силами стремится отстоять свои права на жизнь, на достойное существование. Это жизненная драма не одного человека, а целого поколения рыбаков, мечтающих о лучшей жизни.  

Образ Оскара очень показателен даже для современных молодых людей: он как будто опережал свое время и не хотел мириться со старыми порядками. Он не был выдающимся человеком, однако чувство собственного достоинства помогало ему не стать зависимым рабом.

Павулсу этот образ удался еще и потому, что его манера органичной правдивости позволила не слишком драматизировать события, а показать, что это просто такая жизнь.


После этого фильма Эдуарду грозила участь остаться в этом амплуа мужественного героя навсегда. Однако его спасла благородная внешность: умное лицо, открытый взгляд, обаятельная улыбка. Поэтому роли были очень разными. А еще помогало то, что в театре он уже сыграл Ромео, а значит, у него уже был какой-то диапазон.

В картине «Рита» актеру пришлось сыграть весьма сложную роль: бойца, прятавшегося на чердаке школы в Латвии. Паулс мастерски сыграл немногословного Сергея, но как говорили его глаза! Они выражали так много, что слов было не нужно вовсе. В них было переживание за товарищей, страх, благодарность за спасение, вина за бездействие и много чего еще. И как сияли эти глаза, когда Сергей на машине прорывался из вражеского окружения!  

И все же Павулсу часто приходилось играть рыбаков, но он и здесь нашел, чем они могут отличаться: он как будто погружался внутрь героя и узнавал все о нем. И неважно, что рыбацкая роба и ботфорты были одинаковыми у всех рыбаков. У Павулса они все были разными. Общим было одно: поэтичность образов. И в этом тоже выражалась любовь актера к своим героям.  


В комедии «Укротители велосипедов» (1963) Эдуард Карлович сыграл учителя, влюбленного в героиню Людмилы Гурченко. Как оказалось, и комедийный жанр ему под силу, и воздыхателя он может сыграть великолепно.

После того, как стал знаменитым в Латвии, Павулс начал получать приглашения на съемки в фильмах республик СССР, и его имя можно увидеть во многих картинах.

Последняя работа актера – роль Маэстро в фильме «Мистерия старой управы» (2000).


За свое творчество Эдуард Карлович был удостоен многих высоких наград: он награжден Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом «Знак почета». А также Павулс стал лауреатом Госпремии Латвийской ССР и лауреатом Госпремии СССР за свои работы в кинематографе.

О личной жизни артиста известно очень мало: он был женат, жену звали Лилия. Она провожала его в последний путь в 2006 году, когда в театр имени Райниса пришли актеры и зрители, чтобы проститься с Эдуардом Карловичем.