Он был учеником великого мэтра балета – Баланчина, и всюду не устает повторять, что именно с балета мастера «Серенада» берет начало история американского классического балета. И что именно этот гениальный педагог открыл для Америки этот вид искусства и сделал из него самого того, кем он является сейчас. Поэтому Жак всеми силами пытается продолжать дело Баланчина.

Биография

Родился Жак Д’Амбуаз в 1934 году в Массачусетсе. Его старшая сестра ходила в балетный кружок, а Жаку приходилось ждать ее в помещении бального зала. С этого все и началось – в семь лет он уже начал танцевать.

Все получилось из-за того, что мама Жака всегда мечтала, что ее дети станут всесторонне образованными людьми: будут разбираться в искусстве и сами, возможно, научатся танцевать и музицировать. Она была из большой крестьянской семьи, с детства много трудилась и не хотела детям такой же судьбы. Она работала на обувной фабрике, а в свободное время занималась домом и много читала, особенно французские романы. Эта романтика подталкивала ее к действиям: она после переезда из Канады в Нью-Йорк искала любые возможности для развития детей.

Она нашла дешевую балетную школу и отдала туда старшую дочь. Тогда и начались мучения Жака в ожидании сестры с занятий. Ему это положение дел очень не нравилось, он нервничал и мешал занятиям, как только мог – в основном просто шумел, издавая разные звуки. Однако вместе с тем острый детский ум впитывал все, что говорилось и делалось на занятиях, где были одни девочки.

Однажды, когда мальчик сильно расшумелся, педагог обратила на него внимание и сказала, что чем шалить, лучше показать, как умеешь прыгать. Жак встал в позицию и начал делать прыжки. Девочки были в восторге, педагогу тоже понравилось, но больше всех это занятие понравилось самому Жаку. Педагог пообещала, что на следующем занятии он снова будет прыгать, и будущий танцор начал свои «репетиции». Он прыгал дома целыми днями, вводя близких в расстройство, а ему это жутко нравилось.

Когда на следующий урок он шел вместе с мамой и сестрой, то прыгал на каждом светофоре, пока горел красный свет. А светофоров на пути было очень много.

Так он начал заниматься вместе с сестрой. Свои прыжки Жак постепенно дополнил движениями руками, поворотами головы и другими жестами. Педагог видела явный прогресс, и когда мама попросила записать сына на будущий год в этот же класс, она посоветовала отвести мальчика в Школу американского балета, где в то время преподавал Джордж Баланчин. Так в восемь лет Жак оказался учеником великого мастера из России.

В группе Баланчина учились самые разные дети, и они не только отрабатывали балетные позиции – они сразу начали танцевать в спектаклях.


Д’Амбуаз в одном из интервью вспоминал, как Джордж поставил для своих учеников небольшую постановку «Сон в летнюю ночь», и он танцевал в окружении эльфов. Тогда мальчик увидел спонсора своего учителя – Линкольна Кирстейна. И его поразило уважительное отношение богатого бизнесмена к Баланчину. Свои представления группа учеников маэстро показывала на открытой сцене во дворе дома Кирстейна. Он же платил детям по десять долларов в неделю и присылал машину за теми, кто далеко жил.

Это еще больше вдохновляло Жака на занятия балетом, и он упорно репетировал и охотно учился балетному искусству.

Когда Д’Амбуазу исполнилось пятнадцать лет, Баланчин взял его в свою труппу как артиста с полным содержанием, и парню пришлось уйти из школы. Но балет настолько захватил его, что он не мог думать ни о чем другом, как о танце. Сейчас этот коллектив носит название «Нью-Йорк Сити Балле, а тогда это просто была школа Баланчина.

Карьера танцовщика

Через два года Жаку уже доверяли главные партии в спектаклях, и это было самой лучшей мотивацией для дальнейшего совершенствования. Еще через несколько лет он начал карьеру на Бродвее, а чуть позже его начали приглашать в кино.


 Всему этому, как говорит Д’Амбуаз, он обязан Баланчину. Они были друзьями больше тридцати лет, и за это время учитель лично для Жака сочинил много ролей. И вывел его в круг ведущих артистов американского балета.

Наверное, если бы Баланчин был другим человеком, ничего этого не получилось бы. Как говорит сам танцовщик, у него очень независимый характер, и с руководителем более волюнтаристского склада он бы просто не ужился.

А Баланчин всегда шел навстречу труппе. Например, Жак мог собрать артистов и поехать на гастроли в глубинку, чтобы заработать денег. А руководитель репетировал с теми, кто оставался в театре. Или он мог на несколько месяцев уехать на съемки фильма, и ему все сходило с рук.

Постепенно в фильмографии актера Д’Амбуаза появилось восемь фильмов, лучшим из которых считается фильм 1954 года «Семь невест для семи братьев».


А в «Нью-Йорк Сити Балле» он был неоспоримой звездой и станцевал все самые ведущие партии.

Сейчас Д’Амбуаз обременен различными докторскими степенями, у него есть звание профессора и его как желанного гостя ждут в каждом городе мира, где есть балетная школа.


Личная жизнь

Жак Д’Амбуаз женился на одной из девочек, с которой танцевал в саду Линкольна Кирстейна в спектакле «Сон в летнюю ночь». Ее звали Кэролайн Джордж, она хорошо танцевала. А еще она очень хорошо фотографировала, и в доме Жака сейчас целая коллекция ее фоторабот.

К сожалению, его жена скончалась в 2009 году

А сам Жак учит детей балету, рассказывает о Баланчине и старается передать своим ученикам его отношение к танцу.