Детство и юность
Отец будущего художника был тем еще бунтарем. Мужчины семьи Марков из века в век трудились на поприще юриспруденции, а Вильгельм пошел против традиции. Он посвятил свою жизнь живописи. Когда в феврале 1880 г. жена подарила ему второго сына, он поклялся ни к чему не принуждать чадо и всесторонне развивать его таланты. Младшего мальчика нарекли Францем и детство он провел в Мюнхене, наблюдая, как работает в своей мастерской родитель.
Город Мюнхен в Германии, где вырос художник Франц Марк
Еще учась в гимназии, подросток любил рассуждать о смысле жизни. Решено было продолжить образование в Мюнхенском университете по направлению философии и теологии. Студент сделал перерыв в посещении лекций, вступив на воинскую службу. Стать генералом Марку было не суждено - как все вольнодумцы, он не принял суровую дисциплину, и хорошим воспоминанием об армии стала только привязанность к лошадям.
Начало творческого пути
Избавившись от мундира, Франц понял, что хочет пойти по стопам отца. В 1900 г. он поступил в Мюнхенскую академию художеств. Спустя 3 года для слушателей курса живописи была организована поездка в Париж. Там юноша познакомился с творчеством Мане, Сезана и Гогена. Его больше не привлекала работа над полотнами, которые нравились бы потенциальным покупателям, он бросил учебу. Чтобы не ссориться с родителями, молодой человек снял жилье в квартале Швабинг, где проживала богема, и с головой окунулся в мир экспрессионизма.
Два кота, синий и желтый (1912). Художник Франц Марк
Моделями Франца Марка стали животные. Они привлекали его природной грацией и открытостью. Живописец искал вдохновения, наблюдая за кошками, собаками голубями на улицах, часто посещал зоопарк. На его ранних полотнах нет зверей в клетках - он изображал идеальную свободную жизнь. Как разительно он отличался от старшего брата Папуля, который делал научную карьеру.
В поисках любви
Личная жизнь художника была далека от идеала. Ему вскружила голову коллега Аннета фон Экардт. Дама была замужем, и амурное приключение с юнцом должно было украсить ее серые будни. Оно завершилось, оставив Франца в унынии. Долго тосковать в одиночестве служителю муз не пришлось - две Марии - Шнюр и Франк, заняли место в его сердце. В любовном треугольнике мастер искал вдохновение.
Две женщины на горе (1906). Художник Франц Марк
Крутить роман с двумя женщинами сразу в богемной среде не воспрещается, а вот под венец такой компанией не пойдешь. Франц Марк должен был сделать выбор. В 1907 г. к алтарю он повел Марию Шнюр. После медового месяца пара рассталась, вскоре был оформлен развод. Художник вспомнил о своей отвергнутой подруге, в 1911 г. узаконил отношения с ней. Мария Франк тоже занималась живописью, но после свадьбы предпочла роль хранительницы домашнего очага.
"Синий всадник"
Активное участие в жизни богемы Мюнхена сделало Франца Марка центром притяжения для единомышленников. В 1910-х гг. он познакомился с экспрессионистом Августом Макке и абстракционистом Василием Кандинским. С гостем из России в одном из кафе Мюнхена Марк завел разговор о том, как здорово было бы объединить неординарных людей искусства разных стран в одну группу. Название для общества придумали тут же - "Синий всадник". Было это в 1911 г.
Синий конь (1911). Художник Франц Марк
Объединение занималось организацией выставок, выпускало свой альманах, а руководил его работой Марк. Через год после основания "Синего всадника" его лидер познакомился с Робером Делоне, который проповедовал новый подход к живописи. Под влиянием этого француза экспериментатора Франц написал ряд работ в несвойственной ему манере. Иногда он даже говорил, что век экспрессионистов подошел к концу, пора искать новые формы.
Первая мировая
Ближе к 1914 г. на полотнах Марка стали появляться тревожные мотивы. Мастер изображал умирающих животных, или их убежища в глухой чаще. Тяжелая политическая обстановка и обилие милитаристских лозунгов угнетали его. Когда началась Первая мировая война, талантливый живописец записался добровольцем на фронт. Он хотел сделать свой вклад в победу Германии над врагом. Ни пацифистские устремления его философии, ни наличие друзей - граждан государств, которым кайзер объявил войну, не остановили его.
С оружием в руках бороться за интересы Германии ушел не только Марк, но и его друг Макке. Бедняга Август в первый же год войны получил орден и пулю в лоб. Франц же был из счастливчиков - смерть обходила его стороной. Правда, он успел ее хорошо разглядеть и писал домой письма полные ненависти к кровавой бойне. В конвертах иногда были наброски к новым картинам. Роковым для живописца стало сражение за знаменитый Верденский выступ. Успешное наступление немецкой армии и захват ряда французских фортов из-за отсутствия резервов превратилось в катастрофу. В 1916 г. во время очередного артобстрела осколком был смертельно ранен Франц Марк.
Братское кладбище и склеп над фортом Дуомон в городе Верден во Франции
Трагическая биография Франца Марка типична для поколения, возмужавшего к началу Первой мировой. Сотни людей искусства отправлялись в окопы, надеясь принести пользу Отечеству, многие не вернулись. Те, кому удалось выжить, выступили с осуждением милитаризма от себя и от своих павших товарищей.