Биография

Валентин Васильевич родился 30 мая 1936 года в Москве. Он был из обычной рабочей семьи, после школы даже немного поработал на заводе. Недалеко от его места жительства находился ДК ЗиЛ, в котором тогда функционировал очень хороший народный театр. Именно здесь и проявил себя Валентин Попов. Роли ему чаще доставались романтические (внешность этому тоже способствовала), а еще он хорошо двигался и владел навыками фехтования.

Актерскую науку постигал вместе с В. Высоцким, Г. Епифанцевым и В. Никулиным в школе-студии при МХАТе, это был курс П. Массальского. Именно поэтому еще можно отыскать хоть какие-то автобиографические сведения о нем в упоминаниях биографов Высоцкого.


Валентин Попов, Владимир Высоцкий, Валентин Никулин, Геннадий Портер во время учебы.

Сокурсники описывали Валентина как человека независимого, не особо любящего компании. Но в капустниках он всегда участвовал, а как партнера его отличали аккуратность и сговорчивость.

Он немного участвовал в постановках «Современника» и Театра на Малой Бронной. Но карьера актера не складывалась, поэтому Валентин Попов решил сменить направление и занялся режиссурой. Образование по этому профилю он получил во ВГИКе, который закончил в 1969 году.

«Застава Ильича»

Судьбу киноленты, принесшей Попову славу, нельзя назвать простой. Фильм был готов еще в 1959 году, но комиссии Госкино он не понравился, и его не пустили в прокат. По некоторым данным, безыдейность актеров пришлась не по душе Н. Хрущеву, который приказал вырезать отдельные сцены и переснять их. Пока ленту перекраивали, Хрущев со своего поста ушел. Пришлось режиссеру удалять уже те сцены, которые давали отсылки именно на его фигуру. Режиссерскую задумку в первозданном виде зрители увидели лишь в 80-х годах, когда «Заставу Ильича» показали в Доме Кино.

Режиссер ленты М. Хуциев приметил Попова еще в народном театре ЗиЛа. Хотел взять его в состав актерской группы для «Весны на Заречной улице», но не сложилось. Подбирая актеров для «Заставы» вспомнил о Валентине Попове и утвердил его на роль Сергея Журавлева.


Попов, Любшин и Губенко. «Застава Ильича».

Только через пять лет вышел на экраны фильм «Мне двадцать лет» — так назвали переделанную «Заставу Ильича». Позже ленту назовут одним из символов эпохи «оттепели» — о жизни молодежи в Советском Союзе после XX съезда партии.

Фильм вошел в программу Венецианского фестиваля, где имел большой успех. Ему присудили премию от журнала «Cinema nuovo», а Валентин Васильевич был удостоен специального приза. Несмотря на успех, Валентин Попов не стал связывать свою дальнейшую карьеру именно с актерством. Ему было сложно заводить «нужные» для актера знакомства. Да и вообще, он плохо переносил зависимость от другого человека, поэтому перешел в режиссуру. Как актера его можно увидеть еще в короткометражке «Турындыка», вышедшей в 1973-м.

Режиссерская деятельность

На новом поприще тоже не все было гладко. Сценарии Попова (те, которые он считал стоящими) очень трудно проходили одобрение различных комиссий. Снимать халтуру он не желал. Потому работ у него в итоге было снято мало. «Бой с тенью», «Вы Петьку не видели?», «На новом месте» и неоконченная «Свидание с молодостью» — вот и весь список. Лучшей картиной признают картину «Бой с тенью», снятую в 1972 году. 


Афиша фильма «Бой с тенью».

Снимая ленту «На новом месте», Попов пережил инфаркт. Затем в 1982 году инсульт. Здоровье было ослаблено, ему дали третью группу инвалидности. Работу режиссера пришлось оставить. Валентин Васильевич в это время пишет сценарии для кино («В лазоревой степи») и театральных постановок. После второго инфаркта в декабре 1991 года Валентина Попова не стало. Похоронили режиссера на Троекуровском кладбище в Москве.

Личная жизнь

Попов был женат на Марте Костюк, которая впоследствии стала оперной певицей и работала в Большом театре. У пары родился сын Дмитрий, который в некотором роде стал продолжателем дела отца — он занят в киноиндустрии. 


Марта Костюк.

В 2015 году издание «Невское время» собирало материалы, связанные с картиной «Застава Ильича». Это было сделано к 50-летию показа фильма. Тогда авторам удалось немного побеседовать с вдовой Валентина Попова, Мартой Холлиер (она вышла замуж за американца в 1997 году и уехала в Штаты на постоянное место жительства). Марта вспоминала о В. Попове, как об очень ранимом человеке, зависть и злость были для него  совершенно нехарактерны. Ему было сложно «прогибаться», что привело к уходу из актерской профессии и создавало неудобства при работе режиссером. В то же время он был очень светел, его фантазия не знала границ. Кроме сценариев к фильмам, после него остались сказки и легкие заметки, которые он не успел довести до ума.

Долгие годы с Поповым был близок Валерий Лонской, кинорежиссер. Они познакомились при съемках «Заставы Ильича», потом вместе поступали во ВГИК. О Валентине Васильевиче Лонской отзывается как об очень принципиальном человеке. По его словам, «что ему не нравилось, он не брал, а то, что привлекало, делать не давали». Из-за своего характера Попов всегда находился в стрессе. Нереализованность заставляла иногда отступать от своих убеждений, иначе семья осталась бы совершенно без денег. Эта неудовлетворенность и стала основной причиной его ранней смерти — ему было всего 55 лет.