Биография

Жан Маршан запомнился современникам как очень талантливый и разносторонний человек. Он оставил после себя много пейзажей, натюрмортов и фигурных композиций, достиг успехов в гравировальном искусстве, в иллюстрировании журналов и в дизайне.

Родился художник 21 ноября 1883 года в Париже. В 1902 – 1906 годах проходил обучение в национальной высшей школе изящных искусств Ecole nationale superieure des Beaux-Arts, расположенной в столице Франции прямо напротив Лувра. Его учителем стал известный во Франции Леон Бонн – французский живописец, портретист и коллекционер.

Школа Ecole des Beaux-Arts, наравне с частной академией Жюлианна, считалась центром всего художественного образования во Франции и выпускники этого учебного заведения считались лучшими художниками Третьей Французской республики.

Маршан был выходцем из небогатой семьи, поэтому для того, чтобы заработать себе на жизнь и учебу Жану приходилось подрабатывать дизайнером ювелирных украшений, разработчиком текстильных эскизов и другой работой, связанной с декоративно-прикладным искусством.


Исследователи отмечают, что раннее творчество Маршана наполнено духом экспериментаторства и новизны. С 1912 года он пишет и выставляет свои произведения, выполненные в манере кубизма и футуризма. В дальнейшем, однако, его работы уже не будут столь оторваны от реальности и станут более жизнеподобными.

В 1910 году его картина «Натюрморт с бананами» на выставке Моне и постимпрессионизма в 1910 году, организованной Роджером Фраем, а затем была повторно выставлена на той же выставке в 1912 году. В том же 1912-м картина была выкуплена известным коллекционером Самюэлем Курто из Великобритании.

После покупки еще нескольких картин Жана Маршана он вступает в группу Блумсбери или кружок Блумсбери – элитарное сообщество английских деятелей искусств, писателей и художников, интеллектуалов и выпускников Кембриджского университета, историков, экономистов, философов и математиков.

В 1911 году совершает путешествие по Российской империи, создавая во время поездки известные его пейзажи «Источник», «Железные дороги в России» и «Вид на Москву».


Стремясь обрести популярность, художник становится постоянным участником известных в Париже объединений художников и деятелей искусства, регулярно выставляет свои работы на различных выставках. Одно из его произведений в 1915 году попадает на выставку в галерее Карфакс в Лондоне и удостаивается положительных отзывов критиков.

После этого несколько работ Маршана были выкуплены за большие деньги британскими промышленниками и магнатами.

С 1919 года Маршан стал проводить персональные выставки в Париже, в лондонской галерее Carfax и на других выставках за пределами родной страны.

Во второй половине 1920-х годов Маршан совершает длительное турне по странам Ближнего Востока, во время которого выполняет много заказов от частных лиц.

Умер Жан Маршан в 1940 году во Франции, в Париже.

Жена и ребенок

Жена Жана Маршана – Софья Филипповна Левицкая, уроженка западно-украинского Подолья. Первый брак Софьи закончился неудачей: ее муж, украинский врач, страдал хроническим алкоголизмом, в результате чего их общая дочь Ольга родилась с психическими отклонениями и умственной отсталостью. В конце концов Софья разрывает отношения с мужем и уезжает с дочерью к родителям.

В 1905 году Софья уезжает в Париж и устраивается в ту же школу, что и Маршан. В процессе обучения студентка достигает впечатляющих успехов, знакомится с Маршаном, участвует в тех же, что и он, объединениях и выставках.

После окончания обучения, влюбленные Софья и Жан живут в Париже вместе. Во второй половине 20-х годов Маршан становится популярным и супруги часто путешествуют по Окситании и Провансу, по Французским Альпам и Лазурному Берегу. Во время этих путешествий супруги вместе создают художественные произведения, пишут пейзажи.


В конце 20-х годов ситуация на Украине ухудшилась. Отец Софьи, бывший крупный помещик, спасая тяжело больную внучку Ольгу, отправляет ее к матери в Париж. Это обстоятельство быстро разрушило отношения между супругами и Жан в один прекрасный момент решает оставить супругу и ее дочь.

После разрыва с мужем Софья Филипповна с 1930 года стала страдать нервным истощением и психическими заболеваниями. К 1937 году женщина окончательно сходит с ума и умирает.

Творчество

Работы Жана Маршана хранятся в крупнейших частных и государственных собраниях и коллекциях:

  • в Венском художественном музее «Галерея Альбертина»;
  • в Парижском «Музее современного искусства»;
  • в Бельгийском «Королевском музее изящных искусств» в Брюсселе;
  • в Британской «Галерее Тейт» в Лондоне;
  • в Нью-Йоркском «Бруклинском художественном музее»»
  • в «Национальной галерее Шотландии» в Эдинбурге.

Одно из самых известных произведений – картина «Озеро», написанная автором в 1910 году. Изображенные на ней прибрежные скалы и деревья отличаются чувственными, скульптурными формами, геометрически выведенной береговой линией реки и дальнего озера. Картина написана в духе творчества Поля Сезанна и передает зрителю один из видов побережья Средиземного моря.


В разное время Маршан подготовил иллюстрации к следующим известным книгам:

  • «Песнь солнца», биография Франциска Ассизского, изданная в 1919 году и переизданная в 1929 г.;
  • «Крестный путь» Поля Клоделя;
  • «Двадцать шесть репродукций картин и рисунков» Рене-Жана;
  • «Страшный суд» французского журналиста и писателя Генри Малерба;
  • «Змей», «Письмо мадам С.» и «Морское кладбище» французского писателя, поэта и философа Пола Валери;
  • «Грасс» французского писателя и переводчика Франциска де Миомандр;
  • «Надписи» французского журналиста, публициста и политика Чарльза Мараса;
  • «Кожа души» французской писательницы и поэтессы Екатерины Поцци.

В 1920-1922 годах иллюстрировал французский журнал «Альманах де Кока-нье», который издавался Жаном Кокто и Бертраном Геганом.