Биография

Родилась Валентина Владимирова в украинском селе Васильевка в 1927 году. Семья ее родителей была очень бедной, дети часто голодали. А про одежду вообще говорить не приходится – надевали, что придется.

Когда Валентине исполнилось четырнадцать лет, началась война, и стало еще хуже – в село зашли фашисты и отобрали последнее, что было. Бывали времена, когда приходилось бегать босиком по снегу. Из-за этого у знаменитой артистки в голосе была характерная хрипотца.

А после войны пришлось тяжело работать: восстанавливать разрушенные дома, строить новые, выполнять много разной работы.

После школы Валентина поехала в Харьков – получать образование экономиста. А когда пришла с подругами в театр, поняла, что нашла свое призвание и что она хочет стать артисткой. Ее совершенно очаровала игра актеров, заворожил свет, падающий на сцену и освещающий костюмы героев. На сцене происходило действо, похожее на обычную жизнь, и все же необычное.

Карьера актрисы

Решительная девушка не стала долго раздумывать: она забрала документы и поехала в Москву, поступать во ВГИК.


Уже во время учебы она сыграла массу самых разных ролей, и все они были в амплуа «простые русские женщины». Причем ей был подвластен даже возраст героинь: она играла и молоденьких девушек, и древних старух, и замужних женщин, и одиноких страдающих вдов.

Во ВГИКе она познакомилась со своим будущим мужем – Валерием, а также подружилась с будущими звездами советского кино Ниной Сазоновой и Надеждой Румянцевой, с которой они дружили до последних дней Владимировой.

Интересная история связана с ее девичьей фамилией – «Дубына». Она произносилась с ударением на втором слоге, и Валентине не нравилось, когда ее называли по фамилии. И хотя все вокруг уговаривали ее оставить такую звучную фамилию, она не согласилась, по ее выражению, всю жизнь «быть дубиной». Как потом показала жизнь, и с простой фамилией актриса стала знаменитостью. Ведь она была одной из самых востребованных советских актрис.


После получения диплома Владимирова получила сразу несколько возможностей реализоваться как актриса: она начала работать в Театре-студии киноактера и одновременно ее пригласили на съемки фильма «Поэма о море» (1958). Причем режиссер Александр Довженко дал ей сценарий и предложил выбрать роль.  С его легкой руки она начала играть женщин с детьми, обремененных хозяйством. Однако это нисколько не смущало актрису – она понимала, что ни одна роль не приходит случайно, что все по судьбе.

«Главное – не играть однотипно», – говорила Владимирова, – я понимаю, что нужно сыграть характер, обнаружить человеческую суть и сыграть достоверно».И показать людям, что в жизни есть справедливость и доброта.

Например, в картине «Молодая жена» Валентина сыграла роль Руфины, которая заботилась о дочери своей умершей сестры. Она искренне считает, что племяннице гораздо лучше будет у нее, чем у отца, который женился на молодой девушке. И всю свою любовь уже немолодая женщина отдавала сироте.

Она кажется слегка грубоватой, но за внешней неприступностью кроется нежное сердце и желание заботиться о тех, кому хуже, чем ей. Она и ругается, и плачет, но за всеми этими скандалами кроется страх остаться одинокой и не реализовать свою любовь, которая в ее душе живет в избытке.


Какой фильм из портфолио актрисы ни возьми – в каждом перед зрителем представала простая женщина с сильным характером, яркая и смелая. И порой за кажущейся грубоватостью настолько тонко Владимирова показывала чистую душу героини, что молодым актрисам у нее было чему поучиться.  

В ленте «Все начинается с дороги» Валентине Харлампиевне досталась роль Екатерины Ивановны. Это был простой на первый взгляд образ – бытовой и резко отрицательный. Однако Владимирова нашла в характере героини такие нюансы, такие оттенки, что режиссер диву давался, откуда она это взяла.

Лучшими фильмами в фильмографии Валентины Владимировой считают «Белый Бим – черное ухо» (1976), «Председатель» (1964), «Не забудь… станция Луговая» (1966), «Летят журавли» (1957), «Женщины» (1965), а лучшими сериалами – «Угрюм-река» (1968) и «Тени исчезают в полдень» (1971).

Есть в ее биографии особая роль – злодейка в фильме «Белый Бим – черное ухо» (1976), от которой Владимирова долго отказывалась. Но потом согласилась и сыграла блестяще.


Личная жизнь

Коллеги по цеху вспоминали про Валентину Харлампиевну как про самого душевного человека на съемочной площадке: она всегда приносила пирожки или еще какие другие вкусности, и обязательно бутыль-другую домашнего самогона. В стрессовой актерской профессии это была очень своевременная и нужная поддержка. Конечно, ее любили не только за такую щедрость, однако это отличало ее от других актрис.

Со своим мужем оператором Владимировым актриса прожила почти сорок лет, проводила его в последний путь. В этом браке родилась дочь Оксана.  

Родные рассказывали, что она выходила мужа после инсульта, заботливо ухаживала за ним. И когда через какое-то время он все же умер – она как будто потеряла последнюю надежду. Видимо, в ее характере была потребность заботиться о ком-то.

После этого Валентина Харлампиевна уехала жить в деревню, жила там в своем доме, где и умерла в 1994 году.

Ее похоронили в Москве, на Ваганьковском кладбище.