Детство и юность
Биография будущей звезды английской сцены началась в 1904 году. Артур Джон Гилгуд родился 14 апреля в Лондоне. Отец мальчика принадлежал к старинному дворянскому литовскому роду, мать была племянницей прославленной Эллен Терри и кузиной оперного певца и режиссера Гордона Крэга. Такое сочетание не могло не повлиять на жизнь мальчика: от родителей он получил благородную аристократическую внешность и творческие задатки.
Актерский талант проявился рано: еще в раннем детстве Артур охотно читал стихи перед публикой, легко запоминал драматические монологи и разыгрывал их в лицах. После окончания школы молодой человек поступил в театральную школу, а через год перевелся в престижную академию театрального искусства. Учился Гилгуд вполне успешно, проявляя особую склонность к ролям из шекспировских пьес.
Долгожданный дебют состоялся в 1921 году. Семнадцатилетний Артур вышел на сцену в роли Герольда. Публика оценила талант юноши и его эффектную внешность. Критика также была благосклонной: в рецензиях отмечали, что молодому актеру удается в полной мере передавать атмосферу шекспировского театра и буквально вживаться в образы героев.
Развитие карьеры
Знаковыми для Гилгуда стали роли из шекспировских пьес. Он считался непревзойденным Ромео, Гамлетом и Ричардом II, воплотив эти образы на подмостках самых знаменитых лондонских театров. Особенно публике запомнились роли сэра Джона в Мемориальном театре Шекспира в Страдфорде на Эйвоне.
Среди любимых персонажей были и чеховские герои. Критики писали восторженные рецензии о его воплощении Пети в чеховском «Вишневом саде», Треплева в «Чайке», Вершинина в пьесе «Три сестры». Сам Гилгуд отмечал, что русская классика давалась ему нелегко, но работать над сложными характерами было чрезвычайно интересно.
В 1932 году сэр Джон решил попробовать себя в амплуа режиссера. Начал он с Шекспира: премьерной работой стала пьеса «Ромео и Джульетта», поставленная в университетском театре Оксфорда. В послевоенное время Гилгуд все больше внимания отдавал режиссуре, практически не появляясь на театральных подмостках. Среди наиболее значимых работ была и русская классика: спектакли «Вишневый сад» и «Преступление и наказание». В 1953 году деятельность актера была отмечена королевой Елизаветой II: по случаю коронации Артур Джон Гилгуд был пожалован в рыцари.
Таланты сэра Джона и его необычная внешность были востребованы и в кино. Актер работал с выдающимися режиссерами своего времени: Аленом Рене, Альфредом Хичкоком, Сидни Люметом, Питером Гринуэем, Дэвидом Линчем. Своей лучшей и любимой работой Джон Гилгуд считал роли писателя в картине «Привидение». Несмотря на успех у публики и критиков, к своим ролям в кино Гилгуд относился с некоторым пренебрежением, считая, что они не могут сравниться с театральными. Сэр Джон снимался до 2000 года, в его копилке не только главные и второстепенные роли, но и участие в эпизодах. Актер всегда считал, что главное для него – профессиональная востребованность, именно в ней залог успеха и творческого долголетия.
Последние годы
Гилгуду повезло: его карьера не прерывалась до самых последних дней. Актер всегда был востребован. Свой первый «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана он получил в 76 лет. В личной копилке Гилгуда «Золотой Глобус», BAFTA, «Грэмми», «Эмми» и «Тони». Он считается единственным актером-мужчиной, получившим все 6 самых престижных актерских премий: этот рекорд не побит до сих пор. Еще одна почетная награда – орден «За заслуги», врученный королевой Елизаветой II. Актерский талант Гилгуда отмечен за границей: он получил «Императорскую премию» Японии.
Актеру удалось реализовать и свой писательский талант. Он опубликовал 4 автобиографических книги, где подробно рассказал о современниках и театральной среде.
Жизнь сэра Джона была долгой. Он скончался в возрасте 96 лет. Прямых наследников у актера не было, все его имущество было распродано на аукционе. Самыми ценными лотами стала обширная коллекция живописи и некоторые памятные сувениры.
Личная жизнь
У Гилгуда было множество поклонниц, которых привлекали не только безусловный талант и успех актера, но и его изысканная внешность. Однако женщины никогда не интересовали Джона. Ходили упорные слухи о его гомосексуальности, которые актер не опровергал, но и не подтверждал. Джону Гилгуду довелось жить в период, когда подобные отклонения от нормы полностью отрицались обществом. Нравы в театральной среде были достаточно свободными, но открыто заявить о своем гомосексуализме было невозможно. Любой намек на скандал мог прервать успешную актерскую карьеру. Несколько эпизодов, участником которых был Гилгуд, не вышли за пределы театра и не стали достоянием прессы.
По понятным причинам актер не был женат и не обзавелся детьми. Он более 30 лет поддерживал отношения с Мартином Хенслером, однако скрывал эту связь до смерти своего партнера. Согласно слухам, именно нетрадиционная ориентация способствовала переходу Гилгуда с театральных подмостков в кино и переезду в Голливуд. Новая работа помогла справиться с депрессией и открыть новые грани своего таланта.