Николай Константинович создал образ государственного героя советского кинематографа. Известность артисту принесли роли в эпохальных кинолентах «Александр Невский» и «Иван Грозный». Картины превратились в образцовые пособия для поколений режиссеров, критиков и актеров.

Начало творческого пути

Биография будущего артиста началась в 1903 году в Санкт-Петербурге. Мальчик появился на свет 27 июля в семье дежурного по станции Балтийской железной дороги. Родители были людьми творческими. В доме нередко звучала музыка. Музыкальную одаренность у Николая и Константина, его младшего брата, обнаружила мама. Она стала первым учителем сыновей.

Со школьной поры Николай проявлял артистическое мастерство. Он с начальных классов пародировал преподавателей. Делал это ученик настолько талантливо, что педагоги прощали ему даже низкую успеваемость. Правда, к концу учебного года мальчик всегда брался за ум и успешно переходил в следующий класс.

С 1917 парнишка заинтересовался художественной жизнью родного города. Узнав о наборе статистов в Мариинку, он отправился туда. Очень скоро прошедший отбор юноша выходил на сцену в «Интернационале» и «Борисе Годунове».


Юный артист получил образование в студии мимистов. Далее были первые роли. Участвовал талантливый лицедей во всех спектаклях. Одновременно он обучался бальному танцу в творческой лаборатории Института искусств. С 1929 Черкасову доверили исполнение мимических ролей в классических балетных постановках. Творчество Николая высоко оценили балетмейстеры. Артист был брамином в «Баядерке», злым гением в «Лебедином озере», Дон Кихотом в одноименном балете Минкуса. Негритянскую пляску лицедей исполнил в «Фее кукол». Признание ему принесла работа в «Двенадцатой ночи». Исполнителя заметила творческая элита Петрограда.

Семья и искусство

Черкасов играл в «Хованщине», «Князе Игоре», «Пиковой даме» воинов.  Николай подал документы в институты экранного и сценического искусства. Выбор была сделан в пользу второго вуза. Студент вошел в состав «Танцевального трио» с Чирковым (Паташоном) и Березовым, изображавшим Чарли Чаплина, в образе Пата. Эта работа помогла обустроить артисту личную жизнь.

У зрителей студенческое трио пользовалось неимоверным успехом. Играли молодые люди и на клубных вечеринках, и на профессиональной эстраде, и на сценах Петербурга и Москвы. Свое внимание на исполнителя роли меланхоличного комика обратила учащаяся факультета истории искусств Нина Вейбрехт. Затем она также избрала артистическую карьеру и стала театральной актрисой.  Молодые люди познакомились, а в 1930 стали мужем и женой.

Спустя год в семье появился первый ребенок, дочь Виктория. Затем родилась вторая дочь Нина, а в 1941 на свет появился сын Андрей. Им впоследствии выбрана научная карьера. Андрей Николаевич Черкасов — доктор физико-математических наук, сотрудник НИИ особо чистых препаратов.


Закончивший обучение Черкасов вошел в состав труппы Ленинградского театра юного зрителя. С весны 1931 артист играл в труппе драмтеатра, а затем перешел в Академический имени Пушкина где оставался до конца жизни.

Кинокарьера

В 1933 началась кинокарьера. Узнаваемость дебютанту принесла роль Кольки в комедийной киноленте Хейфица и Зархи «Горячие денечки». Затем режиссеры предложили артисту сыграть в «Депутате Балтики» профессора Полежаева. Картина получила Гран-при на Парижской Международной выставке. В первой экранизации «Детей капитана Гранта» ставшую невероятно популярной «Песенку о капитане» исполнил сам артист, сыгравший Паганеля.

В «Петре Первом» Николай Константинович стал царевичем Алексеем.  Он сумел изобразить на экране противника отечественных преобразований человеком активным и волевым. Одновременно со съемками на сцене Черкасов играл самого императора Петра.

В конце 1938 состоялась премьера картины Эйзенштейна «Александр Невский». Успех был настолько велик, что на ордене имени полководца выгравирован профиль Черкасова в роли русского князя. Успешное сотрудничество продолжилось биографической картиной «Ленин в 1918», где исполнитель перевоплотился в писателя Максима Горького.


Ради работы над образом Ивана Грозного в 1943 артист отказался от съемок у Лукино Висконти в «Леопарде». Работа настолько захватила артиста, что даже после команды режиссера он не мог сразу остановиться и прекратить играть. Какое-то время Черкасов продолжал лицедействовать. В итоге Эйзенштейн включил эти кадры в фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста».

Последние годы

А вот от участия в «Весне» Александрова Черкасов поначалу решительно отказывался сам. Изменить свое мнение его упросила Любовь Орлова. Только после ее уговоров уже известный исполнитель согласился сниматься в ставшей популярной музыкальной комедии.

Черкасов играл во многих фильмах. Его завершающей киноработой стал знаменитый Дон Кихот в одноименной картине Козинцева. Главная роль принесла исполнителю престижные премии кинофестивалей в Стратфорде и Ванкувере как лучшему актеру.

Николай Константинович скончался в 1966 году, 14 сентября. Архив личных вещей знаменитого артиста в дар Государственному музею политической истории передал его сын.


С 1984 до 1993 Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии носил имя Черкасова. В честь артиста назвал корабль Черноморского Морского Пароходства и одна из улиц его родного города.