Стартовые условия
В эпоху политических и социальных катаклизмов жизнь отдельного человека ценится недорого. Чтобы сохранить себя в рамках устоявшихся правил нужна внутренняя сила и ум. Ангелина Иосифовна Степанова появилась на свет 23 ноября 1905 года в состоятельной семье. Родители на тот момент проживали в далеком городе Новониколаевске-на-Амуре. Отец занимался страховым бизнесом. Он был сыном капитана, который водил фрегаты по просторам Тихого океана. Мать, коренная москвичка, работала стоматологом. Она была дочерью владельца столичного машиностроительного завода.
В раннем возрасте Ангелина не отличалась крепким здоровьем. Старшая из трех детей, она постоянно прихварывала, и ее старались оберегать от нагрузок по домашнему хозяйству. При этом она уже с младых ногтей демонстрировала недюжинные волевые качества. К четырем годам она уже бегло читала. Выучила много стихов и любила декламировать их перед гостями и родственниками. В домашних условиях с девочкой занимались преподаватели французского языка и музыки. Когда будущей актрисе исполнилось три года, семейство перебралось в Москву.
По достижении семилетнего возраста Лину записали в гимназию. Училась она весьма посредственно. Самым сложным предметом для нее стала математика. Зато была лучшей ученицей на уроках танца. Степанова принимала участие во всех торжественных и развлекательных мероприятиях. Ей доверяли главные роли в спектаклях, которые ставились на гимназической сцене. Родители часто посещали театр и старались брать дочь с собой. Благодаря таким посещениям у девушки выработался хороший вкус. Больше всего ей нравился бывать на балете.
Окончив гимназию, Степанова решила получить актерское образование в 3-й студии МХАТа, так в те времена называлось театральное училище имени Щукина. Важно отметить, что эти события происходили в начале 20-х годов, когда в стране царствовала полная разруха. Продукты распределялись по карточкам. Для актеров нормы отпуска были ниже, чем для работающих на предприятиях. На талантливую и целеустремленную студентку обратил внимание главный режиссер театра Евгений Вахтангов. Он при случае старался поддержать ее не только добрым словом, но и ломтем хлеба.
На профессиональной сцене
После завершения обучения, начиная с 1924 года, Ангелина Степанова служила в труппе знаменитого МХАТа. Первый выход на сцену оказался не запланированным. В постановке «Принцессы Турандот» перед спектаклем заболела одна исполнительница. Роль небольшая. Без слов – только несколько танцевальных па. Степанова блестяще справилась с заданием. Ее даже никто не похвалил, просто в обычной суете не обратили внимания на эпизодическую замену. Затем началась подготовка к спектаклю по повести Чарльза Диккенса «Битва жизни». Постановкой занимался режиссер Николай Михайлович Горчаков.
Следующим заметным этапом в карьере актрисы стал знаменитый спектакль «Горе от ума». Ангелина сыграла роль Софьи. О молодой актрисе заговорили знатоки и ценители театрального искусства. Следующей постановкой, в которой актриса раскрылась еще одной гранью таланта, стал спектакль «Царь Федор Иоаннович». На этот раз ее сравнивали с актрисами, которые блистали в роли княжны Милославской в прошлые годы. Отзывы последовали разные. От безоговорочного одобрения до саркастических выпадов в прессе.
Сюжеты личной жизни
Летом 1925 года труппа театра отправилась на гастроли по Крыму и Кавказу. Во главе экспедиции начальство поставило режиссера Николая Горчакова. Руководитель на протяжении всего периода старался опекать молодую актрису и помогать ей в быту. Вернувшись в Москву они стали жить вместе. Им выделили комнату в коммунальной квартире. По соседству проживали коллеги по цеху, с которыми регулярно приходилось общаться. На очередной вечеринке Ангелина познакомилась с поэтом и драматургом Николаем Эрдманом. Любитель женщин и баловень судьбы с первого взгляда покорил актрису.
Как заведено в таких ситуациях, они стали любовниками и встречались почти семь лет. В 1933 году поэта арестовали и приговорили к трем годам ссылки в дикий Красноярский край за длинный язык и невоздержанность в сравнениях. В тот период многие поэты и писатели показывали действующей власти «фигу в кармане». Ангелина Степанова тяжело переживала разлуку. Но быстро сориентировалась. Развелась с мужем, чтобы не вовлекать его в сомнительную историю, и принялась хлопотать за несчастного любовника.
Чтобы добиться перевода заключенного поэта поближе к цивилизованным местам, актриса согласилась на секс с ответственным чиновником в системе НКВД. Но все эти хлопоты и жертвы Эрдман не оценил. Он продолжал получать передачи от законной жены. А у Ангелины родился ребенок от сердобольного чиновника. Личная жизнь Степановой вернулась в обычную колею после случайного знакомства с известным писателем Александром Фадеевым. Двадцать лет муж и жена прожили под одной крышей. После трагической гибели писателя в 1956 году она замуж больше не выходила.
Последние годы жизни Ангелина Иосифовна Степанова провела в одиночестве. Нет, в родном МХАТе ее не забывали. В 1995 году отпраздновали девяностолетний юбилей актрисы. Через три года пригласили на столетия со дня основания театра. Великая актриса скончалась в мае 2000 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Александра Фадеева.