Олег Михайлович рос чрезвычайно одаренным ребенком. Он прекрасно рисовал, обладал великолепным вокалом. Однако в балет он пришел достаточно поздно.
Начало творческого пути
Биография знаменитого мастера началась в 1937 году. Будущий деятель появился на свет 1 августа в Ленинграде. Отец погиб на фронте, мальчика мама воспитывала одна. Так как родительница все время была на работе, работая в три смены на заводе, сын нередко был предоставлен самому себе.
Он записывался во все кружки, танцевал, участвовал в концертах, его рисунки брали на все выставки. Выбрать какое-либо направление в одном виде творчества Олег не мог. Знакомство с искусством хореографии началось при Дворце пионеров. На его сцене Виноградов исполнял корейский танец. На тот момент юный артист не представлял, где эта страна располагается. Тем более не мог даже представить, что когда-то именно Корея станет важной частью его жизни.
В 1958 он закончил в родном городе хореографическое училище. Его преподавателем был А. И. Пушкин. Балетная карьера началась в Новосибирске. На сцене местного театра оперы и балета Виноградов выступал семь лет. Он был первым исполнителем партии Чан-Сяна в балете 1959 «Драгоценный фонарь лотоса». С 1963 до 1968 работал ассистентом балетмейстера, а затем балетмейстером и театральным художником.
Им поставлены номера для спектакля «Семь красавиц», создана новая редакция первой картины «Лебединого озера». Новые вершины Артист решил получить образование на балетмейстерском факультете столичного ГИТИСа. Закончил обучение Виноградов в 1967. В качестве балетмейстера театра имени Кирова он ставил с 1967 по 1972 классические постановки «Коппелии», «Баядерки», «Тщетной предосторожности». Им созданы совершенно новые варианты балета.
Одной из таких постановок стала «Горянка» по мотивам дагестанского фольклора. В творческом диапазоне свободно уживаются сатирический «Ревизор» на музыку Александра Чайковского с историческим «Александром Невским» по кантате Прокофьева и спектаклем по стихотворению Рождественского «Двое».
С 1973 до 1977 Олег Михайлович трудился в Ленинграде главным балетмейстером в Малом театре оперы и балета, до 2001 был худруком балетной труппы и главным балетмейстером городского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В качестве сценографа оформлял несколько спектаклей. Им созданы эскизы костюмов для балета Левеншельда «Сильфида».
Признание
В амплуа режиссера выступил Олег Михайлович в восьмидесятых в фильмах-спектаклях «Корсар», «Жизель», «Спящая красавица». Он принимал участие в работе над тремя документальными картинами. В 1988 в работе над телефильмом-концертом «Гран па в белую ночь» проявил себя как сценарист.
Благодаря работе Олега Михайловича заметно расширились границы искусства балета. Он решил отказаться от привычных в жанре точного хронометрирования номеров, традиционных форм. Композитор получил полнейшую свободу творчества. Виноградов обратил внимание на «Слово о полку Игореве».
В отличие от знаменитой оперы акцентировано все на Ярославне. Она по замыслу балетмейстера стала и обобщенным образом и родины, и русской женщины. Композитором Тищенко в балетную партитуру введен хор, исполняющий фрагменты древнерусской поэмы. Масштабная хореосимфония получилась необычной. Однако зрители приняли ее в 1976 очень тепло. Критика дала творчеству высокие оценки.
Виноградов не только стал автором сценария, но и выступил в качестве оформителя. Новаторским стал и новый спектакль Олега Михайловича «Педагогическая поэма». При этом хореограф никогда не забывал о том, что в основе балета лежит красота. Однако, по его мнению, вызывать балетная постановка должна не только эмоции при любовании, но и мысли, так как жанр не лишен интеллектуального потенциала.
Знаковые работы
В 1990 мэтр по приглашению Джорджа Буша-старшего работал в Вашингтоне худруком Universal Ballet Academy. Тогда же он возглавил труппу «Юниверсал-балет» в качестве артистического директора в Сеуле. Руководил коллективом Виноградов на протяжении двух десятилетий. Его поразило, что в небольшой стране, территорию которой можно пересечь за считанные часы, расположено 11 балетных и оперных театров.
При этом театры мирового уровня он видел даже в провинциальных городках. В 1991 Олег Михайлович создал «Малый балет Мариинского театра», переименованный в 1994 в «Санкт-Петербургский Камерный балет».
После практически двадцатилетнего пребывания за границей Виноградов вернулся в Россию. В Петербурге он стал главным приглашенным балетмейстером в Михайловском театре. Все поставленные им спектакли отличает масштабность, зрелищность, виртуозная комбинация характерного и классического танца, эмоциональность.
Новые грани таланта
С 2009 мэтр занимает пост декана факультета режиссуры музыкального театра, стал худруком балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Счастливо устроилась и личная жизнь мэтра.
Виноградов женат. В семье есть ребенок, сын Артем. Мальчик с раннего детства интересовался историей, древними цивилизациями. Он самостоятельно выучил в 5 лет арабский язык.
В 2007 вышло сочинение маэстро «Исповедь балетмейстера». Книга представляет собой рассказ о личной жизни и профессии хореографа. Автором приподнята завеса тайны над творческим процессом и миром интриг закулисья.
Увлекательное повествование рассказывает о встречах с интереснейшими личностями эпохи, многочисленных увлечениях, сложных отношениях с известными балеринами, любовь которых помогала писателю в жизни.