В историю Элем Германович Климов вошел как мастер поднимающих нравственные вопросы серьезных кинолент. Однако дебютной была комедийная картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен».
Путь в кинематограф
Биография будущего кинодеятеля началась в 1933 году. На свет Элем Климов появился в Сталинграде 9 июля. Отец занимался расследованиями особо важных дел в Комитете партийного контроля при ЦК. Мама трудилась учителем физкультуры в городской школе. В семье росли двое детей.
Младший брат Герман впоследствии стал мастером спорта международного класса по легкой атлетике, призером чемпионата СССР и международных соревнований по десятиборью и прыжкам в длину, входил в сборную страны.
После школы выпускник образование продолжил в столичном авиационном институте. Закончил обучение Элем Германович в 1957. Он приступил к работе на заводе инженером-конструктором, однако мечтал о творчестве. С юности он сотрудничал с телевидением и филармонией. В 1959 Элем снялся в роли Федора в киноленте «Ребята с нашего двора».
Элем стал студентом ВГИКа. Он выбрал режиссерский факультет. Учителем Климова был Ефим Дзиган, постановщик киноленты «Мы из Кронштадта». После окончания института в 1964 начинающему режиссеру в качестве выпускной работы доверили съемку знаменитого фильма-комедии о пионерском лагере. В незатейливой истории рассказывалось про изгнанного с территории Костю Иночкина.
Совершенно неожиданно веселый фильм оказался проблемным. Приемная комиссия в самого начала не желала соглашаться с решениями молодого режиссера. Одобрил картину сам Никита Хрущев. На успех своего проекта постановщик уже не надеялся. В итоге выпускник стал штатным постановщиком «Мосфильма», получив диплом с отличием.
Работы мастера
Новой работой была также комедийная история «Похождения зубного врача». Однако на полке фильм провел целых два года. Известность лента получила лишь после 20 лет ограничения тиража и проката.
В новаторской манере был снят фильм 1970 «Спорт, спорт, спорт». В нем оказались совмещены документальное хроникальное и игровое кино. Проект реализовывался совместно с младшим братом Климова Германом, ставшим автором сценария.
Следующим было завершение документального проекта Ромма «Мир сегодня» с Лавровым и Хуциевым. В 1974 публика увидела документально-хроникальный фильм «И все-таки я верю...». Далее постановщик прекратил работы на несколько лет. Вновь вернулся он к творчеству после ухода из жизни супруги. О ней была снята короткометражная документальная картина «Лариса».
Годом позже Климов снял пронзительную драму «Агония» В ней повествовалось о жизни и гибели Григория Распутина. Для достижения эффекта подлинности в кинофильм постановщик вставлял кадры черно-белой хроники.
В год выхода картины в прокат завершалась работа над новый драматическим фильмом «Прощание» по повести Распутина о последних днях сибирской деревеньки. Картину начинала жена режиссера, ее памяти Климов посвятил отснятые материалы.
Признание
Верхом мастерства называют киноленту 1985 на военную тему «Иди и смотри» по сценарию Алеся Адамовича. По мнению всех видевших этот проект после него невозможно снимать ничего о страхах военного времени.
Всего за два экранных дня исполнявший главную роль Алексей Кравченко превращался из мальчика в седого морщинистого старика. Картина завоевала признание на фестивалях мирового уровня, в числе которых Канны, Венеция и Москва.
В 1986 Элем Германович был избран на пост первого секретаря отечественного Союза кинематографистов. Его усилиями был взят курс на отказ от исключительно развлекательной тематики кинолент и запуск проблемных фильмов.
В конце 1980-х руководящий пост мастер оставил. Он намеревался вернуться в режиссуру. Его мечтой стал совместный с братом кинопроект «Мастера и Маргариты». Климовы написали сценарий картины, однако замысел так и не был реализован. Также неначатой осталась съемка «Бесов» по произведению Достоевского.
Последней актерской работой стало чтение текста за кадром в программе об Анатолии Ромашине из цикла документальных передач «Чтобы помнили».
Семья
Женой мэтра стала режиссер и актриса, признанный мастер своего дела Лариса Шепитько. Вниманием эффектной девушки Климов завладел не сразу. Романтическим отношениям предшествовала помощь во время болезни Ларисы. Элем помогал девушке смонтировать отснятые ею для дипломной работы материалы. В результате из благодарности вросли серьезные чувства.
Мужем и женой влюбленные стали официально в 1965 после двухлетнего романа. В 1973 в семье появился ребенок, сын Антон. Он выбрал карьеру PR-директора. Творчески независимые, талантливые и вдохновенные родители считались идеальной парой. Шепитько снимала авторское серьезное кино, превращаясь в постановщика с громким именем.
Погибла она во время поездки к месту съемки своего проекта «Прощание с Матерой». Об отношениях режиссерской пары была снята документальная лента «Больше, чем любовь». Картину показали по телеканалу «Культура».
Оставшийся с сыном Элем Германович обустраивать личную жизнь заново не стал. Он твердо верил, что никому не под силу заменить ему Ларису. В компромисс могли превратиться любые отношения. На протяжении почти двух десятков лет Климов не снял ни одной картины. Он писал стихотворения, образ жизни вел затворнический. Скончался мастер в 2003 году, 26 октября.