Вам понадобится
- Итак, для работы вам понадобятся:
- — справочный материал по русскому языку, если это необходимо;
- — тетрадь;
- — ручка;
- — какой-либо сборник с вариантами заданий ЕГЭ по русскому языку.
Инструкция
1
В первую очередь перед вашими глазами окажется задание, направленное на «выявление главной информации, содержащейся в тексте». Суть его состоит в том, чтобы учащийся нашёл и выписал два (не один, не три!) номера предложений, в которых отражена главная информация, данная в представленном фрагменте.
Зачем это задание нужно в ЕГЭ? При его выполнении ученик должен продемонстрировать навыки работы с текстом: умение анализировать текст, вычленять содержащиеся в нём мысли и выделять среди них одну — главную.
Несмотря на то, что объём представленного фрагмента действительно небольшой (3–6 предложений), его содержание часто вгоняет учеников в ступор: вызвано это тем, что составители задания предлагают провести анализ текста, написанного в научном стиле. Именно его языковые особенности заставляют «задачку» выглядеть сложнее, чем она есть на самом деле. В действительности выполнить задание А1 и получить за него один первичный балл не составит никакого труда, если следовать простой логике.
Зачем это задание нужно в ЕГЭ? При его выполнении ученик должен продемонстрировать навыки работы с текстом: умение анализировать текст, вычленять содержащиеся в нём мысли и выделять среди них одну — главную.
Несмотря на то, что объём представленного фрагмента действительно небольшой (3–6 предложений), его содержание часто вгоняет учеников в ступор: вызвано это тем, что составители задания предлагают провести анализ текста, написанного в научном стиле. Именно его языковые особенности заставляют «задачку» выглядеть сложнее, чем она есть на самом деле. В действительности выполнить задание А1 и получить за него один первичный балл не составит никакого труда, если следовать простой логике.
2
Какие ошибки чаще всего допускают школьники при выполнении данного задания? 1. Выбирают предложения, выражающие две различных мысли. 2. Концентрируют внимание на несущественных деталях, содержащихся во фрагменте и повторяющихся в предложениях, представленных в качестве вариантов ответа. Как правило, такие факты не являются значимыми для понимания сути текста.
3. Выбирают вариант ответа, который практически дословно повторяет одно из предложений, представленных в тексте.
4. Выбирают предложение, в котором содержится только часть главной информации.
5. Выбирают предложение, только на первый взгляд отражающее содержание текста, но в действительности в него вносятся незначительные коррективы, которые в той или иной степени искажают первоначальный смысл (в тексте упражнения обратите внимание на ответ номер «4» и исключённое из него вводное слово).
3. Выбирают вариант ответа, который практически дословно повторяет одно из предложений, представленных в тексте.
4. Выбирают предложение, в котором содержится только часть главной информации.
5. Выбирают предложение, только на первый взгляд отражающее содержание текста, но в действительности в него вносятся незначительные коррективы, которые в той или иной степени искажают первоначальный смысл (в тексте упражнения обратите внимание на ответ номер «4» и исключённое из него вводное слово).
3
Как же избежать ошибок при выборе вариантов ответа? 1. Отбросьте предложения, в которых содержится информация вообще не упоминаемая в тексте.
2. Обратите внимание на «центральные» предложения: если текст состоит из трёх предложений (как в нашем примере, который мы рассмотрим ниже), то, вероятнее всего, главная информация будет содержаться в предложении под номером «два».
3. Выделив главную мысль, посмотрите, чтобы в варианте ответа она была выражена так же полно.
4. Обратите внимание на то, что варианты ответа должны практически повторять друг друга. То есть, смотрите: в ответах вам нужно найти два предложения, которые содержат одну и ту же информацию, доносимую до вас в разной форме — иначе говоря, пересказанную разными словами.
В качестве примера стоит рассмотреть задание А1 из первого варианта сборника под редакцией И.П. Цыбулько.
2. Обратите внимание на «центральные» предложения: если текст состоит из трёх предложений (как в нашем примере, который мы рассмотрим ниже), то, вероятнее всего, главная информация будет содержаться в предложении под номером «два».
3. Выделив главную мысль, посмотрите, чтобы в варианте ответа она была выражена так же полно.
4. Обратите внимание на то, что варианты ответа должны практически повторять друг друга. То есть, смотрите: в ответах вам нужно найти два предложения, которые содержат одну и ту же информацию, доносимую до вас в разной форме — иначе говоря, пересказанную разными словами.
В качестве примера стоит рассмотреть задание А1 из первого варианта сборника под редакцией И.П. Цыбулько.
4
Итак, найдите «центр» текста: то предложение (предложения), которые находятся в середине фрагмента и содержат главную информацию.
Посмотрите, нет ли предложений, которые вообще не отражают смысла текста. Если такие есть, выбрасывайте их.
Посмотрите, есть ли предложения, которые выражают не главную информацию или выражают её не полностью.
Найдите два максимально похожих друг на друга варианта ответа и проверьте, как они соотносятся с главной информацией, выраженной в данном фрагменте.
Если вы всё сделали верно, то должны были получить следующие варианты ответа:
3, 5. (Форма записи в бланк: 35).
Почему?
Смысл текста заключается в том, что учёный совершает открытие не единолично, а опираясь на опыт и знания учёных-предшественников. Следовательно, первый вариант ответа не подходит, потому что он не отражает содержания текста, и даже, в строгом смысле, противоречит логике. Второй вариант ответа отсылает к предложению, которое (3) по содержанию является следствием высказанной основной мысли, и содержит только часть информации. Четвёртый вариант ответа так же, как второй, содержит неполную информацию, более того, в данной форме изначальный смысл фразы, содержащейся в исходном тексте, оказывается передан не вполне верно.
Таким образом, подходят варианты ответа под цифрами «три» и «пять».
Посмотрите, нет ли предложений, которые вообще не отражают смысла текста. Если такие есть, выбрасывайте их.
Посмотрите, есть ли предложения, которые выражают не главную информацию или выражают её не полностью.
Найдите два максимально похожих друг на друга варианта ответа и проверьте, как они соотносятся с главной информацией, выраженной в данном фрагменте.
Если вы всё сделали верно, то должны были получить следующие варианты ответа:
3, 5. (Форма записи в бланк: 35).
Почему?
Смысл текста заключается в том, что учёный совершает открытие не единолично, а опираясь на опыт и знания учёных-предшественников. Следовательно, первый вариант ответа не подходит, потому что он не отражает содержания текста, и даже, в строгом смысле, противоречит логике. Второй вариант ответа отсылает к предложению, которое (3) по содержанию является следствием высказанной основной мысли, и содержит только часть информации. Четвёртый вариант ответа так же, как второй, содержит неполную информацию, более того, в данной форме изначальный смысл фразы, содержащейся в исходном тексте, оказывается передан не вполне верно.
Таким образом, подходят варианты ответа под цифрами «три» и «пять».