Биография актера


3 сентября 1908 года в г. Санкт-Петербурге в семье Николая Никаноровича и Софьи Михайловны Сорокиных родился сын Константин. У Кости был брат Николай, пятью годами старше. Отец трудился литейщиком на чугунно-литейном Путиловском заводе, а мать, как и многие женщины того времени, просто вела домашнее хозяйство. 

Сорокины проживали за Нарвской заставой, на улице Елизаветинская. Детские годы Кости пришлись на до и послереволюционный период. До - это скромный быт семьи, но живые отец и мать и можно было беззаботно играть со сверстниками и радоваться жизни. В 1916 году мальчика определили в  начальную школу, но проучился он там не долго, так как в связи с революционными действиями была вскоре закрыта.

И все же кое-какое образование он получил. Когда Косте исполнилось 14 лет (1922 г), семья осталась без отца. Николай Никанорович скончался от тифа, оставив жену с двумя сыновьями без средств к существованию. К счастью, таким семьям государство оказывало помощь, тем более что и здоровье матери оставляло желать лучшего.

Вопрос беспризорности строго контролировался в 20-е годы и под опеку брались даже не круглые сироты, но и дети тех семей, где родители не в состоянии были обеспечить их самым необходимым. Так Костя был определен в трудовую колонию в г. Слуцке, где параллельно с традиционным обучением давали профессиональные навыки. 

Из колонии парень вышел с профессией слесарем. Однако за это время не стало матери. Софья Михайловна скончалась в 1924 году. Однако Костя все равно вернулся на родину, в Питер, поселился у тетки и пошел работать на Путиловский завод литейщиком, где еще очень хорошо помнили и уважали Сорокина старшего. 

Литейному делу тоже пришлось учиться, поэтому из ученика слесаря он перевоплотился в ученика литейщика по чугуну. Новые профессиональные навыки можно было получить в фабрично-заводском училище под названием "Красный судостроитель". Досуг для молодежи тоже был организован и параллельно Константин Сорокин стал в свободное время посещать здесь же драмкружок.

В период занятий в кружке и раскрылись его недюжинные актерские способности. Оказывается, у Кости была отличная память и он мог легко заучивать тексты ролей. В связи с этим стал много читать, этому способствовало посещение библиотеки при училище. В результате в 1926 году по комсомольской путевки Сорокин отправился на учебу в в студию заслуженного артиста Николая Николаевича Ходотова.

Первые шаги в искусстве 


Обаяние, легкость в общении, пытливый ум, начитанность - это все свойственно было любимцу Петербуржцев Ходотову. Не удивительно, что из его драматической студии вышло много прославленных позже учеников. И один из них Константин Сорокин. Правда в его таланте родной город не нуждался и после окончания обучения в 1929 году он не смог здесь трудоустроиться по специальности.

Еще в период учебы в студии Ходотова, в 1928 году будущий актер женился. Жена его, по имени Екатерина, не была причастна к театру. Но это не помешало супругам прожить вместе 46 лет. За это время приходилось не раз менять место жительства, следуя за актерской труппой театра, в котором служил супруг.

Стоит отметить, что по специальности Константин Николаевич является драматическим актером, однако за свою жизнь он сыграл множество именно комедийных ролей. В начале своего творческого пути, на протяжении четырех лет новоиспеченный актер не гнушался работы в провинции. Причем он не "прирос" ни к какому определенному театру, работал сезонно в разных.

До сих пор пребывание Константина Сорокина в стенах некоторых театров помнят такие города, как Псков, Новгород, Череповец, Архангельск, Вологда. За это время им было сыграно более полуторасотен ролей, о которых актер отзывается с благодарностью как о серьезной школе жизни. Не зря коллеги по театральному цеху позже называли Сорокина мастером перевоплощения, а некоторые режиссеры утверждали, что он способен сыграть любую роль.

Немного позже актеру все же удалось найти работу в Ленинграде, в театре Комедии, а позже в театре Миниатюр, которым руководил Аркадий Райкин. Дебют Сорокина в кино состоялся в 1938 году, когда его взяли на роль писаря Парамошки в картине "Дубровский". Режиссеру Ивановскому пришлась кстати его простоватая внешность: "губастенький, курносый, голубоглазый, с беспечной улыбкой на лице".

Комик с душой трагика и философа


Все вышесказанное дает понимание того, насколько легко Константину Сорокину давались комедийные роли. И все же он очень гордился своей ролью в фильме "Три сестры", где режиссер Самсон Самсонов увидел его в драматической роли доктора Чебутыкина. Можно только догадываться, насколько Сорокину это было важно.

Самсонов вспоминает, как легко было работать с Сорокиным. Он умудрялся видеть не только себя в определенной сцене, но всех исполнителей. За кадром к Константину Николаевичу часто подходили другие актеры и советовались, как улучшить ту или иную сцену. Несмотря на то, что актер ни разу за свою жизнь не сыграл главную роль, Самсонов считает, что Сорокин в "Трех сестрах" был душой фильма.

На сколько уважали Сорокина неоднократно рассказывали и его коллеги по съемкам фильма "Олеко Дундич". Его ждали на съемочной площадке так, как будто он играл самого Олеко. Среди эпитетов, которыми характеризовали актера все, кому посчастливилось с ним работать, кажется много противоречий: легкий, но в то же время строгий и резкий, остроумный, но юмор часто дерзкий, простой и вместе с тем - значительный.

Многие отмечали удивительный диссонанс между его простоватой внешностью и глубочайшим "нутром". Константин Николаевич по сути своей был образованнейшим человеком. С ним можно было вести беседы на любые темы: литература, история, философия, музыка, живопись. Профессионалы актерского мастерства считают, что Сорокин являлся королем эпизода.


Ведь когда тебе дают главную роль, то "косяки" можно подправлять в дальнейших сюжетах на протяжении всего фильма, а когда у актера всего несколько минут - вот тут-то нужна настоящая актерская сила, чтобы выложиться, мобилизоваться так, чтобы тебя зритель запомнил навсегда. Сколько бы картин ни было у него за плечами, Константин Николаевич не стеснялся репетировать много-много раз один и тот же эпизод, хотя знал все уже с первого дубля.

Картины с его участием:

  • Дубровский;
  • Стряпуха;
  • Олеко Дундич;
  • Кубанские казаки;
  • Тарас Шевченко;
  • Воздушный извозчик;
  • Член правительства;
  • Кочубей и др.

Личная жизнь

Семье Сорокиных приходилось неоднократно переезжать с места на место. Так вместе с труппой театра Миниатюр в 1941 году они перехали в Ташкент. Затем был переезд в Алма-ату, где находилась объединенная киностудия. В военные годы Константин Николаевич много снимался и имеет награду, которой всегда гордился - орден Красной звезды.

В военные годы он снялся в 8 картинах. А когда пригласили на съемки фильма "Близнецы", семья переехала в Москву. Жить было негде и первое время семья снимала самый дешевый номер в гостинице, а затем закуток, в котором ранее проживал дворник. И выход был прямо на свалку. Но это никак не мешало творить новые кинообразы.

Коллеги Сорокина вспоминают, как гостиприимен всегда был их дом. Единственная дочь Константина Николаевича Наташа вспоминает, что дома отец не был таким вот шутником, как на экране телевизора. Напротив, у него случались, как он говорил сам, "больные дни". В это время ему хотелось побыть в одиночестве. Однако с книгой. 

Это могло продолжаться дня 3-4, после чего он элегантно одевался, собирал званый ужин и снова был открыт к общению с близкими и друзьями. Наташа открывает и тот факт из биографии Сорокина, что он любил дам, и те непротив были общения с ним. Да, были романы, но это не разрушило семью. Супруга порой посмеивалась над Константином Николаевичем, говоря "и за что тебя бабы любят?".

И действительно, он обладал самой обычной внешностью мужика-простака, однако умел произвести впечатление. Мог не только одеться как голливудский актер, но и так раскрыть свой внутренний потенциал, что не только женщины, но и мужчины из близкого окружения семьи считали его шикарным человеком во всех смыслах.

Сорокина Константина Николаевича не стало в мае 1981 года. Скончался актер от инфаркта миокарда. Супруги его Екатерины Ивановны не стало раньше, в 1974 году. Однако, при всей его любви к женщинам, он не стремился в годы одиночества к заключению нового брака.