В эпоху семидесятых и восьмидесятых, когда чаще всего снимали киноленты о войне, литовский артист Альгимантас Масюлис почти единодушно был признан лучшим исполнителем ролей немцев.

Начало карьеры

Биография будущего знаменитого артиста началась в 1931 году.  На свет он родился в небольшой деревеньке Сурдегис 10 июля. Альгимантас еще в юности решил, что станет известным актером. Привлекала его возможность раскрыть все эмоции, дарование и умение полностью.

После школы выпускник образование решил получать в студии при драматическом театре Паневежаса. Студент учился артерскому мастерству, искусству перевоплощения. Все силы и время он отдавал совершенствованию природного таланта.

Обучение завершилось в 1948. На тот момент Масюлис стал одним из лучших в своем выпуске. За время учебы начинающий лицедей получил немало знаний и опыта. Выпускника взяли в ставший уже родным Паневежский театр. На игру статного и одаренного артиста съезжались посмотреть зрители со всей страны.


Театралы сразу отметили дарование паренька из театра Мильтиниса. Именно этот прекрасный постановщик и педагог вовремя обнаружил талант абитуриента и развил его дарование. В труппе работали актеры, получившие не только профессиональное образование, но и знавшие историю культуры, манеры, иностранные языки. Всему этому их научил Юозас Мильтинис.

Проработал в его стенах Альгимантас до 1978. Затем артист перешел в труппу академического драмтеатра Каунаса. В одном из интервью артист признавался, что в искусстве рецептов нет. Творчество невозможно описать либо объяснить формулами. Существуют лишь этические и моральные правила. Никакого права унижать человека, лишать его

Кинослава

Настоящим кинодебютом для театрального актера стал короткометражный фильм «Утопленник» в 1955. Мисюлис сыграл роль чиновника Иониса Шатаса, служившего в буржуазной Литве. Он оказывается в анекдотической ситуации. После такого фиаско крах неминуем для всех честолюбивых планов. Это был первый игровой фильм литовского кинематографа. Однако еще до этой работы актер снялся в эпизоде картины о вернувшемся домой Игнотасе.

При подготовке в роли чиновника Альгимантас решил придерживаться трагикомического направления. Он балансировал на грани серьезности и гротеска. Актер одного из ведущих театров страны на тот момент уже имел за плечами отличную школу. После премьеры короткометражки начались приглашения на съемки. Вначале артисту предлагались роли в Литве, а с середины шестидесятых он сотрудничал со студиями по всей стране.


«Утопленник» подарил артисту одного из лучших его персонажей. Актер выработал со временем выдержанную манеру игры, в выразительная типажность у него была от рождения. При минимуме исполнительских затрат Мисюлис добивался максимальной остроты формы. Такое умение вывело актера в ведущие мастера мира хищников.

У каждого киногероя ярко выделяла острая выразительность при внешней сдержанности, продуманность. Роль выстраивалась от первого до последнего движения. Вдобавок яркая внешность стала определителем кинобудущего. В театре артисту предлагали разнохарактерных героев. Съемочная же площадка подарила амплуа злодея. Однако и здесь Мисюлис оказался уникальным: все его злодеи были интеллигентными.

Амплуа на годы

Шутливым прозвищем артиста стало «главный фашист Советского Союза». Сам же исполнитель мечтал о роли Дон Кихота.  Правда, всем постановщикам он виделся в амплуа «чужого человека». По их мнению, в исполнении Масюлиса идеальными выходили шпионы, эсэсовцы.  Фигура, повадки, взгляд – их называли чертами аристократа, типичного буржуа, барина. Имеющий взгляд интеллектуала артист «закрепился» в образах иностранцев,

Благодаря интересной фактуре и легкому акценту голубоглазый блондин играл немцев в фильмах о войне, американцев в картинах о жизни в Америке. И дебютировал на большом экране исполнитель в роли фашиста. А после роли Вилли Шварцкопфа в эпопее «Щит и меч» к нему пришла всесоюзная слава.


Персонаж решили играть не по принятым стандартам, а иначе. Герой вспоминал, что солдаты сражения и саму войну ненавидят, зато среди офицерского состава немало образованных людей годящихся в идейные нацисты.

Частная жизнь

В кинематографе актер сыграл почти сотню персонажей. Практически двести героев он показал на подмостках театра. В «Острове сокровищ» им сыгран сквайр Трелони, в «Крахе инженера Гарина» - Штуфен, рыцарем Гаем Гисборном артист был в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго».

В «Американской трагедии» артисту достался персонаж адвоката Джефсона, а в «Сердцах трех» он стал мистером Риганом. Последней работой был фильм «Фрицы и блондинки». Эту документальную ленту артист снимал вместе с сыном.

Счастливо сложилась личная жизнь исполнителя. Альгимантас и Гражина, его избранница, стали мужем и женой, вместе прожили много лет. Работал актер в театре Каунаса до последних дней. В семье появилось два ребенка, дочь и сын. Милда выбрала врачебное дело. Она закончила медицинское образование и работает в детской поликлинике Вильнюса.


Из жизни знаменитый актер ушел в 2008 году, 19 августа.  На протяжении все жизни он радовал зрителей прекрасной игрой, изображая великолепных и всегда колоритных персонажей.