Одаренный многогранным талантом и признанный при дворе Пимен Федорович Ушаков в историю вошел под именем Симона. Два имени для его времени были нормой: первое предназначалось для жизни, а второе, потаенное, давалось при крещении и хранилось в тайне от посторонних. Неизвестны точные дата и год рождения художника, нет данных о его личной жизни. Однако известно о живописце довольно много.
Начало пути
Его биография началась в1626 году в Москве. Яркий представитель завершающего периода искусства Московской Руси немало сделал для развития живописи.
С момента возведения Кремля начался новый период в отечественной культуре. К изображению предметов подхоили в новаторскими приемами. Для русской архитектуры и живописи того времени характерны подходы различных школ, итальянской в том числе. Благодаря новым веяниям все виды творчества обрели большую декоративность, яркость красок и пластичность образов.
Главным представителем переходного к новому периода стал Ушаков. Мастерству живописи Симона обучали с ранних лет. Ни после него, ни до него на престижную должность знаменщика не принимали никого в возрасте 22 лет. Есть версии о посадском происхождении семьи художника. Однако подписи на его работах говорят о том, что автор – московский дворянин. Этот титул получен позднее как знак особого отличия.
По мнению одного из исследователей творчества Симона, дворянином мастер мог быть потомственным, потому сумел овладеть ремеслом, а после получения образования занять государственный пост с жалованием. В должностные обязанности входила создание эскизов для церковной утвари из драгоценных металлов и эмали. Кроме росписи знамен, Ушакову вменялось также разрабатывание рисунков и мотивов для вышивки.
Призвание
Несмотря на высокую загруженность Симон успевал писать образа, становясь известным иконописцем. Он расписывал стены храмов, выполнял на ружьях красивые насечки, искусно изготавливал карты.
Не ускользнули от внимания начальства поразительное трудолюбие и мастерство Симона. В 1644 парня перевели в Оружейную палату. Там он занял должность жалованного изографа. По мере совершенствования таланта Ушаков возглавил московских иконописцев.
Первой работой мастера в 1652 стал знаменитый образ Владимирской Божьей Матери. Пятью годами позже появился первый Спас нерукотворный авторства живописца.
Известность образу принесло нарушение привычных канонов письма. В работе заметна реалистичность черт, объемность и тщательность выписывания. Несмотря на присутствие ресниц, блеска в глазах, имитации слез, то есть новаторства, церковь приняла икону.
Всего написано несколько образов, однако первый признан программным. В поисках максимальной приближенности к убрусу с оставленным на нем ликом Христа, Ушаков постоянно совершенствовал работы. Он изменял черты, убирал либо добавлял надписи. И сам мастер, и его ученики стали первыми, равнявшимися на западных живописцев. В изображаемые лики вносились человеческие черты. Этот прием не использовался в старой иконописи.
Новаторство
Старообрядцы жестко критиковали представителей ушаковской школы. Нерукотворный Спас, написанный для Троицкого собора, разительно отличается от старообрядческих ликов. Жесткие каноны диктовали манеру письма, далекую от реальности. От красочных и светлых работ Симона они заметно отличались.
Впервые в творчестве одного живописца сошлись древнерусское и новое искусство. Впервые мастер задействовал «фряжское», западное искусство, перспективу, сюжет.
Свои представления о современном ему живописном ремесле, Ушаков описал в книге «Слово к любознательному иконного писания», вышедшей в 1666. В своем сочинении автор высказывался более прогрессивно, чем реализовался в живописи. В принципе зеркала рассказывалось о стремлении к точности изображения. В предлагаемой новаторской методике письма применялись мельчайшие чуть различимые мазки, скрадывающие цветовой переход. «Плави» были многослойными.
С их помощью формировался близкий к реальному оттенок кожи, придавалась округлость подбородку, подчеркивалась пухлость губ, тщательно прорисовывались глаза. За внедрения Ушаков получил прозвище российского Рафаэля. Первый выполненный мастером портрет, парсуна, демонстрировал новое в искусстве.
Портреты
Живописцем создавались многие портреты московской знати. Даже знаменитейшая икона «Древо государства Московского», известная еще как «Восхваление Богоматери Владимирской» или ««Богоматерь Владимирская», может быть отнесена к портретным работам. На необычной работе с фотографической точностью воспроизведен Успенский собор.
Само произведение являет собой целую эпоху в истории. Древо государства сажают Иван Калита и митрополит Московский Петр. На ветвях находятся медальоны-портреты царей, святых. Присутствуют также патриархи и митрополиты как столпы православия. Не сохранилось, к сожалению, ни одного из заказываемых мастеру портретов царя Алексея Михайловича.
В связи с этим возрастает интерес к иконе-парсуне. Автор придал ей максимальное сходство с оригиналом. Он изобразил царскую семью на фоне Кремля. Атрибуты власти правителю передают ангелы. В центре – Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Как и другие работы, эта подписана.
Ушаков создал фрески на стенах Кремлевских палат, расписал Архангельский и Успенский оборы. По эскизам художника чеканились монеты. Известны его творения Голгофский Крест, Казанская Божья Матерь, Благовещение, Христос Эммануил. Особого упоминания заслуживает «Троица». Ее мастер создал в 1671.
Композиционно работа напоминает рублевскую. Полотно изобилует тщательно вписанными бытовыми предметами. Ушакову они всегда были интересны. Занимался художник также реставрацией. Его «Троицу» эксперты называют переходной ступенью к чистому изобразительному искусству. Благодаря привычке изображения заднего фона Симона считают еще и талантливым графиком.
В числе многочисленных талантов преподавательский дар. Ушаков создал «Алфавит художеств», пособие для учеников. После мастера осталась великолепная художественная школа. Из жизни он ушел 25 июня 1686 года.