Внимание к режиссеру привлекла ее первая работа «Не болит голова у дятла». Благодаря Динаре Кулдашевне в кинематограф пришли Ольга Машная, Елена Цыплакова, Марина Левтова, Валерий Приемыхов.
Начало пути в кинематограф
Биография будущего постановщика началась в 1942 году. На свет девочка появилась в киргизском городе Фрунзе 24 октября. Глава семьи погиб на фронте, мать растила ребенка одна.
Огромную роль в воспитании внучки сыграла бабушка. Она научила Динару нахождению общего языка с людьми, пониманию, общению. Самодостаточная тихая девочка кардинально менялась в компании сверстников. Она быстро организовывала интересные занятия.
Так, в доме она создала библиотеку, где новые книги можно было получать лишь после пересказа старых. Асанова любила играть с мальчишками в футбол, устраивать школу, где была преподавателем, для местного театра рисовала с друзьями афиши.
К окончанию школы было решено, что образование необходимо получать в сфере киноиндустрии. Мама мечтала, чтобы дочь связала жизнь с текстильным производством, но сама Динара направилась на киностудию «Киргизфильм». Профессий там девушка освоила немало.
Она начала с заведования реквизитом. На время съемки Ларисой Шепитько киноленты «Зной» Асанова работала ассистентом режиссера. В 1960 Динара стала актрисой. В фильме «Девушка Тянь-Шаня» очень кстати оказались и ее восточный типаж, и юность, и миниатюрность.
Кинотворчество
В киноистории после института Алтынай возвращается в родной колхоз на Тянь-Шане. Она собирается замуж за своего любимого Асаке. Неожиданно девушку избирают председателем. Вопреки сложившимся традициям она успешно ведет дела, завоевывая всеобщее уважение. Недоволен только отец жениха, мечтавший о высоком положении сына. Желая навредить Алтынай, Аширбай задумал недоброе. Однако от козней отца погибает его сын.
В образе Анары исполнительница появилась в киноленте «У каждого своя дорога», посетительницей прибрежного кафе была в фильме «Жена ушла». В семейной драме показана поначалу идеальная жизнь супругов. В главного героя Клюева есть все. Однако неожиданно жена уходит от него, оставляя сына.
Разносторонне одаренная сотрудница была направлена для учебы во ВГИК. Динара твердо решила учиться в этом вузе. Поступала девушка на режиссерский факультет. После нескольких неудачных попыток соискательнице удалось стать студенткой мастерской Ромма и Столпнера. Курс оказался преимущественно мужским. В обществе уверенных сокурсников Асанова чувствовала себя не слишком комфортно. Но все, кто начинал с ней общаться, вскоре понимали, настолько интересный человек скрывался за внешней стеснительностью и молчаливостью.
После завершения учебы Динара переехала в Ленинград. В 1970 была снята первая самостоятельная работа. Короткометражный фильм «Рудольфио» создавался по одноименному произведению Распутина о непростых отношениях подростка и взрослого мужчины. Главного героя блистательно сыграл Юрий Визбор. В дебютной картине очень тонко и нестандартно раскрывалась тема личностного становления девочки-подростка. Асанова также выступила в амплуа сценариста.
Семья и призвание
В течение последующих нескольких лет режиссер не снимала. В период вынужденного простоя Динара наладила личную жизнь. Она и художник-график Николай Юдин стали мужем и женой. В семье в начале осени 1971 появился ребенок, сын Анвар.
Нередко сына в своих фильмах «Никудышная», «Ключ без права передачи» снимала его мама. Так, в телепроекте «Что бы ты выбрал» мальчик снялся в роли Володи. По сюжету приятели-третьеклассники живут в Ленинграде в старом доме. Ученики одного класса пытаются понять преподавателей и родителей.
Асанова увлеклась написанием сказок, притч, стихотворений. Очень охотно в ее литературном творчестве помогал подросший ребенок.
Первая полнометражная работа Динары вышла в 1974. В картине «Не болит голова у дятла» кинематографист рассказала историю мальчика, влюбленного в джаз, о его взрослении. Никаких сложных и непростых для понимания размышлений на тему правильного воспитания в киноленте нет. Фильм концентрируется на вопросе поиска себя, на первой любви, внутреннем одиночестве.
Последние годы
В 1976 Асанова создала свой самый известный проект «Ключ без права передачи». По сюжету молодая учительница пытается внедрить методику свободного преподавания. Попеременно лента повествует то о ее поисках новых решений, то об учениках, открывающих либо не желающих распахивать взрослым душу. В проекте немало импровизаций, а роли превратились в демонстрацию поворотов судеб самих исполнителей.
Гениальная лента получилась не только необычной, но и удивительно искренней. Ее оценили и критики, и зрители. Фильм награжден Премией Ленинского комсомола. В следующей работе, пессимистичной картине «Беда», показана малоприятная история о деградации сильно пьющего человека.
Настоящим режиссерским триумфом стала пронзительная история 1983 «Пацаны». В картине рассказана история лагеря для трудных подростков.
В проекте снимались дети с непростыми судьбами. Правдивый и поразительно искренний фильм получил Госпремию. В 1984 был снят фильм «Дети раздоров».
Последним проектом режиссера стала лента «Незнакомка». Картина так и осталась незавершенной. Кинематографист Динара Кулдашевна Асанова из жизни ушла в 1985 году, 4 апреля. Ее памяти посвящено немало передач, а также фильм «Соблазн».