Ранние годы

Биография Зои началась в 1953 году в Туле. В этом городе прошло ее детство, там же она получила первый опыт работы в местной газете и на радио. С аттестатом о среднем образовании, в 17 лет девушка отправилась покорять столицу. Удача улыбнулась ей – она стала студенткой факультета журналистики МГУ. Зоя постигала азы журналистики, а сама втайне мечтала создавать сценарии. Однокурсники принимали ее за сумасшедшую, Зою понял только один человек – будущий муж и коллега Александр Дзюбло.


Начало пути

По распределению Зоя отправилась в Ашхабад. Ее журналистская карьера началась в газете «Комсомолец Туркменистана». Писала заметки о местных чабанах, но мечта стать сценаристом не оставляла девушку. После возвращения в столицу оказалось, что мест нет ни в одной газете, пришлось устроиться в пресс-центр Министерства приборостроения и робототехники.

В один прекрасный момент Зоя уволилась и села создавать свою первую работу под названием «Хомо новус». История повествовала о жизни школьной учительницы математики, которая из-за непростого характера не находит общего языка с учениками, в одиночку воспитывает сына и переживает неустроенность личной жизни. Александр рискнул показать сценарий жены-домохозяйки своему приятелю сценаристу Валере Золотухе. Тот не только одобрил работу, но и посоветовал Зое участвовать в конкурсе. Через месяц пришла телеграмма, что по итогам состязания она одержала победу, а сценарий «Хомо новус» взяли в производство. В 1990-м на экраны вышел одноименный фильм с Ириной Купченко и Георгием Тараторкиным в главных ролях. Картина в разное время получила 12 призов международного киносообщества.

После этого Зоя твердо решила поступать на Высшие сценарные курсы, но экзамены провалила. Она посещала занятия как вольный слушатель, и в конце концов ее зачислили в студенты. 


Творчество

Первый успех вдохновил дебютантку на создание новых произведений. В 90-е годы на телевидении начиналась эпоха сериалов. Работать приходилось много, а гонорары мизерные - 100 долларов за сценарий. Вместе с коллегами Кудря работала над проектами «Горячев и другие» (1994) и «Клубничка» (1997). Режиссером первых российских мыльных опер стал Юрий Беленький. В центре первой картины был герой Игоря Бочкина, подкупающий честностью и чувством юмора. Действие второй картины происходило в кафе «Клубничка», хозяева которого – семья Кошкиных, попадающих в различные смешные ситуации.

На одном из фестивалей судьба свела Зою с Инной Чуриковой, которая предложила ей отредактировать уже готовый сценарий фильма «Год собаки» (1994). После выхода на экраны картина получила ряд международных наград, одна из них – приз Берлинского кинофестиваля.

Признание зрителей и приз ТЭФИ получила многосерийная лента «Граница. Таежный роман» (2000), сценаристом которого стала Зоя Кудря. События картины разворачивались на дальневосточной границе в середине 70-х. Сериал рассказывал истории жизни 3-х семей, а главной интригой был любовный треугольник героев.

Одной из своих любимых работ сценарист называет сериал «Курсанты» (2005). Сюжет был создан по воспоминаниям Петра Тодоровского и рассказывал о событиях в тыловом артиллерийском училище в годы войны. Автор вспоминала, как со страхом начинала работу над сценарием, как трудно было писать о 17-летних мальчишках, которые должны были погибнуть. Вышла невероятно трогательная и честная картина о войне, хотя самой войны там нет. Сериал получил одобрение не только российских, но и зарубежных зрителей, а также престижную американскую премию «Эмми».

Большой успех автору принесла многосерийная лента «Ликвидация» (2007). Детективный сериал Сергея Урсуляка рассказывает о борьбе советской милиции с преступностью в послевоенной Одессе. Главный герой – подполковник УГРО Давид Гоцман в исполнении Владимира Машкова, непримиримый борец с врагами Советской власти.

В последующие годы вышло еще несколько ярких картин, созданных по сценариям Зои Анатальевны: «Адмиралъ» (2008), «Пелагия и белый бульдог» (2009), «Шерлок Холмс» (2013), «Челночницы» (2016).  Создавая образы главных героев, автор старалась представить их, как бы влезть в чужую шкуру. Захватывающими получились истории о майоре милиции Иване Черкасове и деятельности его следственной группы, описанной автором в сценариях к многосерийным лентам «Мосгаз», «Палач» и «Шакал».

Кроме работ для кинематографа Кудря сотрудничала с телеканалом НТВ, писала сценарии для сатирической программы «Куклы». В 2006 году Зоя Анатольевна стала художественным руководителем компании «Амедиа» - крупнейшего отечественного производителя сериалов и телевизионных программ. Ежегодно в эфир выходят более 250 часов контента разных жанров: драмы, триллеры, комедии и ситкомы.


Личная жизнь

Своего будущего мужа Зоя встретила во время учебы. Александр Дзюбло также журналист, выпускник МГУ. Пара поженилась незадолго до окончания университета. Их дочь Надежда нашла свое призвание в сфере, далекой от мира кино. Сын Александр решил посвятить себя кинематографу, стал режиссером. В семье Зои Анатольевны четверо внуков, один из них стал оператором и продюсером.


Как живет сегодня

В одном из интервью Кудря поделилась, что не смотрит сериалов. В ее плотном графике для этого просто не находится времени. Кроме ежедневного творчества знаменитость преподает в московской Школе-студии Александра Митты. Она также является одним из учредителей Фонда развития инноваций «КИТ» в сфере кино, интернета и телевидения.

Мечта Зои Анатольевны – создать киносценарий о любви Альберта Эйнштейна. Когда-то эта история потрясла ее до глубины души, и она очень хочет поделиться ею со зрителями.