Владимира Леонидовича Муравьева называли модным живописцем начала прошлого столетия. Он привлек зрительское внимание к творчеству поэтизацией охотничьих мотивов. В его произведениях поразительной виртуозности достигало мастерство владения кистью. Приверженец традиций отечественной живописи развивал творчество по авторскому пути.
Начало пути к призванию
Биография будущего художника началась в Петербурге в 1861 году. Ребенок появился на свет семье графа Леонида Муравьева и его жены Софьи Николаевны. Владимира определили в Пажеский корпус. Однако в 1881 он оставил учебу и записался в Академию художеств вольноприходящим учеником. Студент посещал пейзажный класс.
Преподававший там Михаил Клодт на тот момент был серьезно болен. Он лишь формально числился руководителем. Муравьеву пришлось самому искать наставников. Его кумиром стал художник Клевер. По мнению графа, стены Академии давили на него, поэтому молодой человек предпочитал свободное посещение занятий.
Будущий живописец стал участником Санкт-Петербургских обществ русских акварелистов и художников. Активное участие Владимир Леонидович принимал в академических выставках. В 1893 прошла первая персональная выставка живописца. Работы художника регулярно появлялись на страницах самых популярных изданий по искусству.
Клевер превратился для Муравьева в наставника и доброго друга. Во всем ученик старался подражать учителю. Муравьев с удовольствием знакомился со всеми тонкостями и секретами живописной манеры письма Клевера. Его закаты и великолепнейшая техника их исполнения приводили Владимира Леонидовича в настоящий восторг. На полотнах самого Муравьева впоследствии можно увидеть те же пылающие оттенки.
Особенности творчества
Сюжеты работ графа поражают разнообразием. Его главной тематикой стал русский лес. Главное место в нем отдано зимнему пейзажу. Среди заснеженных елей, одиноких хижин, березок и сосен всегда скрыта неизведанность, таинственность и особая живописность. Свой снег у каждого живописца, собственная манера изображения мягкости и рыхлости покрова. В работах Муравьева внимание привлекают профессионализм и искренность. Подле работ гения можно оставаться часами, любуясь на сказочную красоту леса, глядя на его обитателей.
Именно зимним пейзажем мастер сумел наиболее ярко выделить цветовой контраст, напряженность цветовых созвучий. Главными обитателями сказочных полотен становились куропатки, медведи, лисы, глухари, лоси, зайцы. Они обеспечивали образность, притягательность и внутреннюю гармоничность композиций.
Сам живописец обожал охоту. Он прекрасно знал все тонкости этого занятия, отлично изучил все звериные и птичьи повадки. В работах мастер появляется уникальный намек на театральность. Более всего это заметно в композициях всегда с поразительной точностью и выверенностью картин. Роль кулис отведена древесным стволам. Главные герои всегда в центре, на сцене.
Одним из любимых мотивов художника стали пейзажи с лосями на фоне заката, речного берега либо леса. Живописец подчеркивал достоинства величественного животного, любовался его силой и грацией. Работы наполняет эмоциональный подъем, торжество, передающиеся от автора публике.
Любимые темы
Охотничьих сцен с трофеями Муравьев никогда не писал. Добычу он выслеживал с охотничьим азартом, но никогда не делал выстрелов.
Большой редкостью являются токующие глухари. Мастер сумел донести до зрителей это потрясающее зрелище, терпеливо понаблюдав за птицами. Этот мотив повторялся у мастера.
Любимейшими персонажами живописца стали медведи. Их он писал в любое время года. Зрительная память художника был поразительной. Она помогала успешно продолжать работу в мастерской. Образы мастер создавал живые, точные и достоверные.
Автора не слишком интересовали взаимодействие с переходными состояниями и с натурой. Он не относил себя к импрессионистам. Живописец всегда писал в авторской технике. Заимствовал он лишь новшества, которые не разрушали созданного им художественного театра.
Постепенно Владимир Леонидович оставил клеверовскую манеру. Он занялся поиском собственных средств выразительности. Он не стал далеко отходить от классических традиций. Более всего его влекли живописность фактуры, широта мазка.
В таком русле он работал плодотворно. Нередко наслоениями краски мастер достигал объемности, а стволы и ветви затем процарапывал пером.
Обычно мастер работал в технике масляной живописи. Лишь на рубеже XIX- XX столетий он перешел к смешанной, используя гуашь, акварель, белила.
Подведение итогов
Личная жизнь графа привлекала пристальное внимание. Духовно ранимый и тонкий человек в 1883 стал мужем знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской. Семья просуществовала недолго.
Тремя годами позже женой живописца стала родная сестра его экс-супруги Надежда. В новой семье появился единственный ребенок. Однако и эта семья распалась в 1890.
После октября 1917 Муравьев жил за границей. Он продолжал писать картины. Однако почитателей его таланта становилось все меньше. Мастер погружался в созданный им самим образный мир. Наконец, было принято решение вернуться на родину.
Жил мастер в Ростове-на-Дону. Популярность его угасала. Темы оказались востребованы новые, а романтические сцены стали неактуальными. Да и прежние заказчики и почитатели уехали из страны. Из жизни живописец ушел в 1940.
Творчество Муравьева занимает одну из увлекательнейших страниц в истории отечественного искусства. Творчество его сегодня пользуется популярностью. Его работы высоко ценятся коллекционерами, хранятся в частных собраниях и музеях.