Диджериду: внешний вид и особенности

Название «диджериду» придумано европейцами, посетившими австралийский континент. Оно напоминает звуки, которые издает эта длинная трубка. Сами аборигены называют свой национальный инструмент «йедаки». Внешне он напоминает длинную широкую трубу или дудку. Узкий конец берется в рот для извлечения нужных звуков, раструб на противоположном конце умеренно широкий.

Инструмент изготавливается очень просто. В период засухи прожорливые термиты выедают эвкалиптовые деревца изнутри, оставляя прочную оболочку. Аборигены находят их, срезают, очищают внутренние полости от трухи, по необходимости подрезают или обтачивают. Длина диджериду варьируется от 1 до 3 метров. В некоторых случаях узкий конец снабжается мундштуком, изготовленным из пчелиного воска. Снаружи трубка украшается узорами в ярких контрастных тонах. Чаще всего используются черные, красные, желтые краски. По рисунку на диджериду можно определить, какому племени принадлежит инструмент. Музыкальные трубы широко распространены на севере Австралии, их используют в ритуальных и обрядовых целях.

Звук йедаки европейцы определяют как «громкий и странный». Каждая трубка способна извлекать всего одну ноту, но благодаря особенностям строения и мастерству исполнителя, тембр может варьироваться. В этом смысле диджериду напоминает такие инструменты, как варган или орган. В какой-то степени он напоминает человеческий голос с его богатством модуляций. Во время обрядов йедаки создает определенную мистическую атмосферу, позволяя слушателям впадать в транс.     

Современная медицина считает, что игра на йедаки очень полезна. Она тренирует дыхание, увеличивает объем легких, помогает избавиться от храпа, заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения с музыкальным инструментом снижают сонливость и способны предупредить апноэ сна.

История инструмента

Диджериду – достаточно древний инструмент, но точное время его изобретения неизвестно. Этнографы полагают,  что изделие символизирует радужную змею Юрлунгур. На это указывает форма инструмента и его яркая окраска.

Древние племена использовали йедаки в одном из главных ритуалов – Корабори. Монотонные мощные звуки с заметной вибрацией способствовали вхождению в транс. В обряде участвовали исключительно мужчины, они разрисовывали тела цветными узорами, украшали себя перьями и амулетами. Существует мнение, что диджериду использовался и в брачных играх: звук инструмента оказывал определенное воздействие на женщин.

Как играть на диджериду

Большинство европейцев, пытающихся извлечь звук из диджериду, получает нечто, напоминающее гул пионерского горна. Звук получается резким и неприятным, вряд ли подходящим для религиозных ритуалов. Однако мастера умудряются извлекать нужную ноту, заставляя ее вибрировать.

Сложность состоит в том, что для игры необходимо натренировать дыхание. Оно должно быть непрерывным, сила звука зависит от интенсивности и глубины вдоха, а также от объема легких. Аборигены практикуют специальное упражнение, имитирующее фырканье лошади. Освоив движения щек, губ и языка, можно начать практиковаться в игре.

Мундштук берется в рот, после глубокого вдоха следует сильный равномерный выдох. При этом мышцы должны быть расслаблены. Чем интенсивнее дыхание, тем громче звучит диджериду.  

Основной прием игры – передувы. Воздух равномерно выдыхается короткими или более долгими толчками, непрерывность таких выдохов создает определенную мелодию. Дополнительные обертоны можно извлечь при помощи языка, перемещающегося при передуве. В промежутках музыкант может пощелкивать или постукивать языком о мундштук. Некоторые исполнители прерывают игру, имитируя голоса животных. Все эти звуки должны объединяться в продуманную композицию.  

Гамму в различной тональности из инструмента извлечь не удастся. Он способен издавать всего одну ноту. Какую именно – зависит от параметров инструмента. Огромные, упирающиеся в пол трубы с узким горлом издают низкие басовитые ноты, короткие и широкие звучат высоко и пронзительно.  

Древний инструмент в современной аранжировке

Западные музыканты открыли для себя диджериду в начале прошлого века. Современные инструменты достаточно разнообразны: кроме классических вариантов существуют модели с широким раструбом, удлиненные, укороченные, спиралевидные. Еще одна популярная вариация – диджебокс, объединяющая несколько труб с разным звучанием.


Интересный вариант – диджерибон. Это гибрид классического диджериду и тромбона. Он состоит из двух вставленных друг в друга трубок, похожих на телескопический механизм. Инструмент изготавливается из алюминия и раскрашивается в традиционные для австралийских аборигенов цвета: красный, черный, желтый. Благодаря телескопическому механизму во время игры музыкант может менять длину трубки, варьируя громкость и тональность звучания.

Существуют и другие варианты инструмента:

  • диджериду с отверстиями, внешне напоминающий флейту;
  • йедаки с клапанами как у саксофона;
  • инструмент с очень длинным мундштуком овальной формы и равномерно расширяющимся раструбом.

Благодаря модификациям обычная труба может издавать несколько вариантов звуков. Играть на таких диджериду сложнее, зато опытный музыкант может воспроизвести новые интересные мелодии. Такие инструменты не используются в обрядовых целях, их назначение: создание музыкальных композиций в  сочетании с ударными, гитарами, синтезаторами.   

Первооткрывателем диджериду для западного мира стал музыкант и композитор Стив Роуч. Он учился искусству извлечения звуков из йедаки у представителей австралийских племен. Направление развил Ричард Джеймс, предложивший собственную обработку звучания диджериду. Созданная им композиция в стиле этно была очень популярна в британских ночных клубах.

Сегодня на австралийской «дудке» играют представители самых разных стран. Среди популярных исполнителей француз Залем Деларбр, сочетающий технику битбокса со звуковыми процессорами. Музыкант является основоположником стиля вобблинг.

Дубравко Лаплайн из Хорватии предпочитает гигантские диджериду длиной до 7 м. Игра отличается мощностью звучания и разнообразием: музыкант часто отрывается от мундштука, дополняя композицию собственным голосом и целой комбинацией звуков, создаваемых диафрагмой. Один из самых известных популяризаторов диджериду, австралиец Чарли Макмахон изобрел особый микрофон, предназначенный специально для этого инструмента. Прибор регистрирует звук прямо в ротовой полости и существенно усиливает его. Макмахон основал группу, играющую на диджериду, гитарах и синтезаторах и исполняющую музыку в стиле нео-фолк.    

Диджериду популярен и среди российских исполнителей этно-музыки. Алексей Клементьев, один из популяризаторов этого инструмента, предпочитает перкуссионный стиль, продолжающий традиции европейских исполнителей. Музыкант основал диджериду-школу в Казани, выступает на выездных концертах и шоу. Московский исполнитель Роман Термит – основатель школы «Австралия» и ежегодного фестиваля диджериду. Музыкант не только пропагандирует инструмент, но и разработал авторские пособия, обучающие игре на нем.

Диджериду – один из самых древних инструментов, удачно вписавшийся в современные музыкальные стили. Благодаря эффектному внешнему виду и необычному звучанию австралийская труба не останется незамеченной на фольклорных фестивалях и концертных площадках.