Представительница русской вокальной школы обладала редким по красоте и тембру голосом. Ей одинаково блистательно удавались партии от контральтовых до меццо-сопрановых. В сочетании с поразительным совершенством вокала артистический облик отличался неповторимым обаянием и благородством.
Время становления
В отечественной истории Надежде Андреевне Обуховой отведено особое место. Она прославилась не только вокальным искусством, но и уникальным творческим долголетием. На протяжении почти шести десятков лет она выступала на сцене. Певица давала концерты, записывала песни в студиях.
Биография будущей певицы началась 22 февраля (6 марта). Она родилась в Москве в 1886 году. Прадедом Обуховой был знаменитый поэт Евгений Баратынский. Большая часть детства девочки и ее сестры прошла за городом. Воспитывал ее дядя. Дед Нади, Адриан Мазараки, дружил с Рубинштейном. Поклонник музыки вовремя разглядел одаренность внучки.
Благодаря дедушке Надежда получила прекрасно образование, познакомилась в детстве с европейской музыкой. Обеих внучек Мазараки увез в Италию. Там Надя выучила итальянский, французский, начала заниматься с педагогами-профессионалами. Первой ее наставницей стала Элеонора Липман, ученица Полины Виардо. Она убедила Надю в необходимости совершенствования дара, виртуозности владения голосом.
Девушка поняла, что станет настоящей певицей лишь при серьезном и долгом обучении. Однако пребывание в Италии прервала кончина дедушки в 1906. Сестры вернулись в Москву. Занятия вокалом в России Надежда продолжила. В 1907 она поступила в столичную консерваторию в класс Умберто Мазетти, известнейшего педагога того времени. И-за болезни учебу пришлось оставить в 1908.
Лечение проходило в Сорренто. Вернуться Обухова смогла только год спустя. С 1910 она вновь пришла к профессору Мазетти. Голос окреп, расширился диапазон. Надежда с успехом справлялась с партиями и меццо, и лирического сопрано.
Признание
Студентка под псевдонимом принимала участие в конкурсе, проводимом императорским Мариинским театром. Консерваторию она закончила в 1912. Выпускной был ознаменован исполнением сложнейших партий из «Пиковой дамы» и «Орлеанской девы» Чайковского. Блистательное выступление стало пропуском в Большой театр на первые роли.
Совершенствование мастерства не прекратилось и там. В развитии Обуховой помогала Нежданова, ставшая на всю жизнь подругой певицы. В Большом театре Надежда Андреевна работала почти полвека. Она пела более чем в двадцати оперных спектаклях, исполнила практически все партии классического репертуара.
Ее любимейшим композитором был Римский-Корсаков. Близость партий к народным мелодиям, роскошная оркестровка опер, психологизм очень импонировали певице. В ноябре 1916 она пела партию. Любаши в «Царской невесте». Эта роль стала одной из самых любимых. Опера построена на реальном историческом сюжете. Требовалось не только виртуозное владение голосом, но и драматический талант, глубокая и убедительная артистическая игра. В исполнении Обуховой Любаша покорила слушателей.
Другой любимой ролью стала Марфа из «Хованщины» Мусоргского. Партия отличается невероятной сложностью. Однако труднейшая роль стала триумфом для певицы. Надежда Андреевна превратилась для современников в олицетворение Марфы. В этом образе вокалистка стала героиней акварели Нестерова. Не раз оттачивалась и партия. Великолепное исполнение вызывало восхищение и радиослушателей, так как опера транслировалась по радио напрямую из Большого театра.
Драматический талант
Был блистательно сыгран образ Кармен. К тому моменту Надежда Андреевна совершенно не походила под юную цыганку ни внешне, ни по возрасту. Но певица сумела найти свой вариант. Ее свободолюбивая и сильная Кармен превратилась в классику советской сцены. Все партии великолепная певица превращала в уникальные.
Так, для исполняемой ранее Максаковой Кармен была вновь разработана концепция. Режиссер-постановщик, пораженный убедительностью трактовки, специально для Обуховой изменил главные мизансцены. В течение нескольких лет актриса занималась в балетном классе танцами. В итоге героиня была названа критикой самой танцующей из всех Кармен.
В любой партии певица показывала настоящую личность. Это поразительно соответствовало стилю эпохи и самоутверждению ее героизма. Отличались все выступления Обуховой удивительной искренностью.
Концертная деятельность
Со сценой артистка рассталась только на время первой мировой. К тому моменту личная жизнь был налажена. Вместе с мужем, офицером-артиллеристом, певица отправилась на фронт. Вновь замуж после гибели супруга Надежда Андреевна не выходила.
Сцену певица оставила в 1943, на пике таланта. После этого она полностью переключилась на концертную деятельность. Выступала она до последних дней. Впервые выйдя на эстраду в 1912, Надежда Андреевна почти не прерывала выступлений. Программы концертов не повторялись никогда.
В репертуаре Обуховой, у одной из первых в Союзе, появились песни советских композиторов. Работать над новыми произведениями певица предпочитала вместе с автором музыки. Особенно интересным стало ее сотрудничество с Шостаковичем. Свои творения композитор изменял в соответствии с голосом Обуховой. Последний концерт был исполнен ею в честь Неждановой.
Из жизни выдающаяся певица ушла 14 августа 1961 года. В память о ней на доме в Брюсовом переулке, где в Москве жила Обухова, установлена памятная доска.
С 2004 Всероссийский конкурс-фестиваль имени Обуховой проводится в Липецке. В честь исполнительницы названы астероид и кратер на Венере. Ф Феодосии с 2011 проводится ежегодный Первый Открытый «Фестиваль-Конкурс» вокального искусства посвящённый жизни и творчеству Н. А. Обуховой, призванный популяризовать русскую школу вокала.