Артист с бродвейским опытом, исполнитель широкого профиля Уитнер Ноттинг Бисселл сыграл около трехсот ролей. Он снимался и для телефильмов, и для кинокартин. Он пришел в кино в начале сороковых. Более всего прославила его роль зловещего ученого-гения в картине «Я был подростком-оборотнем».
Начало кинокарьеры
Биография будущего знаменитого актера началась в 1909 году в Нью-Йорке. Он появился на свет 25 октября в семье хирурга. Образование молодой человек решил получать в Университете Северной Каролины. Там Уит впервые вышел на сцену студенческого театра в кампусе. В 1932 стартовала артистическая карьера театрального исполнителя.
Бисселл играл в бродвейском спектакле «Алиса в Стране чудес». В 1936 он участвовал в постановке «Гамлета». Далее были «Звездный корабль», «Американский путь», «Ключ к страсти», «Кафе Корона», «Крылатая победа». За 12 лет на Бродвее Биссел участвовал в 16 постановках.
Кинодебютом стал приключенческий боевик 1940 «Морской ястреб». В течение трех лет исполнитель не появлялся на съемочных площадках. Возвращение в Голливуд состоялось в 1943. Комедия с участием Биссела «Священные узы брака» за лучший сценарий выдвигалась на «Оскар». Тогда же были сыграна небольшая роль в ставшем военном фильме «Место назначения – Токио».
Через год последовала «Крылатая победа». Предлагаемые артисту персонажи были столь небольшими, что имя исполнителя в титрах не указывалось. Внимание на него режиссеры обратили после войны. В картине «Клуни Браун» Уит получил более значимую роль. А с 1947 артист стал востребован в картинах жанра нуар и похожих на них психологических криминальных драмах.
К концу сороковых кинематограф стал постоянным местом работы. Благодаря типажу Уиту поручали исполнение неопытных парней и мелких преступников.
Признание
Одной из знаковых стала работа в фильме жанра тюремный нуар «Грубая сила» в 1947. Героем артиста стал скромный заключенный Том Листер. Он оказался за решеткой из-за подделанной им бухгалтерской отчетности. На такую аферу Том решился, чтобы подарить жене шубу. Начальник тюрьмы пожелал Листера сделать доносчиком. Когда же получил отказ, рассказал бедняге, что супруга готовится развестись с ним. Такой тяжелый удар Том перенести не смог.
Более значимой работой стал участвующий в побеге раздраженный заключенный, герой картины «Кэньон-Сити». Режиссеры ценили исполнителя за умение показывать непорядочность проныр и нестабильность невротиков. Также Бисселл появлялся в кинофильмах сороковых «Двойная жизнь» и «Где-то в ночи». Самой его выдающейся и наиболее противоречивой ролью стал герой картины «Дневник криминального доктора» в 1949.
Персонажем актера стал будущий композитор, оказавшийся в центре дела об убийстве. Сага о семье Хаббардов, «Другая часть леса», также доказывала одаренность исполнителя. Это был приквел «Маленьких лисичек», с успехом прошедшего в 1941 проекта.
К середине пятидесятых кроме вертлявых клерков добавились прибавились образы ученых, внушающих уважение своей деятельностью. Играл в это время Уит в картинах различных жанров.
Новые грани таланта
Запомнился зрителям артист в образе психиатра по военно-морской драме 1954 «Бунт на «Кейне»». В ставшем киноклассикой «Вторжении похитителей тел» 1956 Биссел был врачом, поверившим в невероятную историю о поглощающих людей коконах и предупредившем власти об угрозе. Блистательно сыграл Уит в картине «Кафе на 101-й улице».
Его контуженный на войне ветеран пытался решить свои проблемы в совсем недружественной обстановке. В пятидесятых Бисселл играл в вестернах «Великий рейд по Миссури», «Гордые», «Человек из Дель Рио», «Высокий незнакомец», «Шериф».
Культовым артист стал после фильмов ужасов «Тварь из Черной лагуны» и «Я был подростком-оборотнем». Злодейские образы сумасшедших ученых великолепно удавались исполнителю. В картине «Я был подростком-Франкенштейном» имя Уита открывало актерский список.
В шестидесятых Биссел играл роли второго плана в приключенческих боевиках, тюремных и психологических драмах, политической фантастике, семейных фильмах. В семидесятых особого внимания удостоились его работы в триллере «Аэропорт», фантастическом хорроре «Зеленый сойлент».
Лучшей работой признан его коварный губернатор Нью-Йорка, идущий на выборы, чтобы скрыть жуткий заговор.
Телевидение
С эпизода в сериале «У камина» началась телекарьера в пятидесятых. В течение 35 лет Бисселлснимался в почти двухстах различных многосерийных проектах. Последний в сериале он снимался в 1984. В «Коде 3» актер блистательно справился с образом безответственного бухгалтера, из-за постоянных семейных неурядиц ставшего преступником.
В шестидесятых Уита пригласили на главную роль в популярный сериал «Туннель времени». Одной из последних его работ последних стал фильм 1982 «Пришельцы с другой планеты». В нем зрители снова увидели артиста в привычном уже образе генерала-лейтенанта Хэйвуда Керка.
На протяжении почти двух десятилетий Бисселл входил в совет директоров Гильдии киноактеров. В 1994 он был удостоен награды «Сатурн» за вклад в развитие фильмов жанров фэнтези, ужасов, научной фантастики.
Знаменитый исполнитель трижды налаживал личную жизнь. Его первой избранницей была актриса Эдриенн Марден. Женой Уита она стала в 1938. В семье родилось два ребенка, дочери. Брак распался в 1954. Новый брак продлился до 1958. В нем актер стал отцом одной малышки.
Последней избранницей артиста стала Дженнифер Рейне, его коллега, в 1967. Совместных детей в этом союзе не было. Супруги воспитывали сына Рейне от предыдущего брака Брайна Фостера.
Скончался Уит Басселл в 1996 году, 5 марта.