Немало времени Зинаида Николаевна Александрова в детстве проводила у бабушки-карелки. Заполненные прослушиванием песен и преданий зимние вечера заметно повлияли на формирование личности будущей поэтессы.
В поисках призвания
Ребенок появился на свет в Санкт-Петербурге. Глава семьи преподавал в четырехклассном училище физику, мать трудилась фельдшером. Толчком к написанию первых сочинений стали детские впечатления. После гибели родителей в 1918 девочка оказалась в детдоме. Тогда она и начала писать стихи.
Поначалу это были поэтические опыты для стенгазеты, стихи о природе. Любовную лирику воспитатели писать не рекомендовали. Во многом на творчество Александровой повлияли произведения Некрасова и Маяковского. После окончания семилетки поэтесса начала трудиться на прядильной фабрике. Ее стихотворение втайне от Зинаиды работницы отправили в редакцию «Работницы и крестьянки».
Произведение заметили. Автора пригласили на собеседование. Вскоре Зинаида Николаевна была командирована для получения образования в техникуме печати. Работала Александрова в газете «Путь молодежи», журнале «Искорка». Вскоре состоялся переезд в Москву. Александрову направили работать в детскую редакцию «Молодой гвардии».
В 1928 вышли ее первые сборники «Фабричные песни», «Полевой Октябрь». Сочинения для детей впервые поэтесса написала в 1932. Дебютом стала книга «Ветер на речке». Она наметила характерные черты творчества автора. В стихах соединились с игрой считалки, шутки. Игровой момент составляла не только ритмика, но и образная система. Любимым размером поэтессы стал свойственный песне хорей.
Произведения для детей
Последний адресованный взрослым сборник «Биография песни» вышел в 1934. С этого момента для автора существовала лишь детская тематика. Начались поездки, работа на радио, в музиздательстве. Принимала участие Зинаида Николаевна в создании диафильмов. Она выпустила книгу двустиший для самых маленьких «Наши ясли». В сборнике последовательно показаны события ясельного дня.
Каждое слово автор проверяла на ясельниках, чтобы увидеть их реакцию. Стихи настолько нравились малышам, что переведены на 16 языков. Произведения Александровой выделяются четкими рифмами, краткостью, конкретикой языка, локальностью сравнений.
Прием рефрена рассчитан на детей, облегчает запоминание стиха и подчеркивает главную мысль. Все сравнения отличает характерность и образность. Поэтесса полагала, что детским стихам необходима простота без облегчения. Адресованная малышам лирика принимает участие в воспитании чувств и у взрослых читателей.
Все сочинения отличает философский подтекст. Впервые поднятая поэтессой тема сосуществования природы и людей особенно проникновенно звучит у Александровой. Наибольшей выразительности автор достигает в стихотворных зарисовках с натуры, таких как «Подснежник» или «Одуванчик».
Гражданская лирика
Обращает на себя внимание высокая познавательная ценность произведений. Поэтесса знакомит юных читателей с жизнью страны. Она ездила к Мичурину в Козлов, бывала в Карелии и в Одессе, в Артеке. Результатом последнего путешествия стал цикл песен, книжка «Артек», поэма «Чарита». В предвоенные годы вышли «Хорошо живется», «Дозор».
Нашлось в лирике поэтессы место для гражданских мотивов. Александрова емко и кратко описывает гибель Чапаева, создавая трагическую атмосферу образом Урал-реки. Он рефреном проходит сквозь все произведение. Равнодушным стихотворение не оставило ни одного читателя.
На конкурсе сочинение «Песнь о Чапаеве» получило главную премию. Впоследствии на написание музыки к замечательным стихам был объявлен конкурс. Произведение обусловил дальнейшее развитие военной тематики. Стихотворение «Маленькой елочке холодно зимой» стало знаменитой детской новогодней песенкой. Также песней стала «Бескозырка белая».
Стихи и переводы
В Великую Отечественную войну поэтесса создавала новые стихи в эвакуации в Чистополе, где жила вместе с сыном. Примером гражданской детской лирики стал сборник «Островок на Каме», созданный в 1944. В нем рассказывается о жизни детей в эвакуации. В автобиографичных «Прощание», «Сыну» переданы переживания матери, расстающейся с ребенком.
В мирное время Зинаида Николаевна работала в Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР, в журнале «Мурзилка». После войны написано немало детских стихов. Огни вышли в 1951 в сборнике «Стихи», изданном Детгизом. Сочинения показывают малышей, помогающих взрослым, шалящих, веселящихся, капризничающих, грустящих. Они симпатичны читателям.
Так, в произведении «Смешные человечки» ощущается светлая ирония автора, описаны детские шалости с улыбкой. Живым ребенком показана Оля из «Топотушек», маленькая личность. В стихотворении удачно слиты лирическое и игровое начала.
Показаны игра, любование малышом, взрослое к нему отношение. Сочинение превратилось в своеобразное подведение итогов творчества. Переведены на русский «Ясочкина книжка» Натальи Забилы, туркменские «Сказки об Ярты-Гулаке».
Вместе с Тудоровским Александрова сделала немалый вклад в развитие малышей. Она добавила факты о быте туркменов, национальном его своеобразии в расчете на юного читателя. Выпущено более семи десятков книг поэтессы при ее жизни. Она скончалась в 1983 году.