Значение и происхождение термина

Пампасы, или пампа (что переводится как "степь"), - термин, заимствованный испанцами у индейского племени кечуа для обозначения плоских степных равнин. Как таковой, он имеет широкое применение на юго-востоке Южной Америки, где покрытые травой равнины начинаются к югу от Бразильского плоскогорья и тянутся вплоть до Аргентины. Там пампасы расширяются к западу от Рио-де-ла-Платы, чтобы встретиться с предгорием Анд. А далее, на севере, незаметно сливаются с Гран-Чако и Южной Месопотамией, простираясь на юг до реки Колорадо. Восточная граница - Атлантическое побережье.


Пампасы имеют постепенный нисходящий наклон от северо-запада к юго-востоку. Приблизительный перепад высот варьируется от 500 метров выше уровня моря на Мендосе до 20 метров в Буэнос-Айресе. Плоская поверхность в основном состоит из мощных залежей лесса, прерываемых лишь редкими шапками аллювия и вулканического пепла. В южных пампасах ландшафт постепенно поднимается, чтобы встретиться с предгорьями сьерры, образованными из старых отложений и кристаллических пород. Большая же часть региона выглядит совершенно плоской. 

Климат и природа

Средняя температура пампасов составляет 18°C. Летом, которое в южном полушарии наступает в декабре, начинается "сухой сезон". Большую часть этого периода дуют сильные ветра. В целом же субтропический климат влажный и теплый. 

Здесь обитают различные виды животных, птиц и растений, которые приспособились к существованию в условиях степных ветров. Многие из них прячутся в траве или роют норы в земле. Например, местные совы строят так называемые подземные гнезда. А такие птицы как вьюрковая овсянка, равнинная овсянка, желтый зяблик и некоторые другие представители этого семейства питаются семенами произрастающих здесь растений. Кроме того, весьма богатый мир птиц пампас населяют несколько видов эндемиков. Наиболее распостраненные из них ипикаха, тинаму и нанду обыкновенный. Эта птица, родственница африканского страуса и австралийского эму, одна из наиболее крупных встречающихся в пампасах.

Немногочисленные растения местных равнин включают в себя рогоз, водяную лилию, тростник. Обычно они предпочитают расти в водно-болотных или влажных угодьях. Но им удалось приспособиться к сухим землям пампасов.


Из-за частых пожаров, которые здесь происходят, деревьев не так много. В отличие от трав, чья корневая система регенеруется от уходящих вглубь земли корневых крон, они не восстанавливаются. Под действием огня просто деревья погибают. Исключением является вечнозелёное дерево Омбу. Его мягкая, губчатая древесина практически полностью пропитана водой. Поэтому зеленое дерево не горит. 

Флору и фауну пампасов дополняют несколько видов млекопитающих. Кошка Жоффруа, например, пятнистая шерсть которой меняет свои оттенки от золотисто-желтого до серого, практически незаметна в траве. У гривистого волка очень длинные ноги. Поэтому даже высокие травы не мешают его обзору. Кроме того, среди прудов пампас можно найти похожего на ламу гуанако. Это стройное млекопитающее с вытянутой шеей семейства верблюдовых является предком одомашненной ламы. 

В общей сложности пампасы являются домом по меньшей мере для пятнадцати видов млекопитающих, двадцати видов птиц и пятнадцати видов растений, которые сейчас находятся под риском исчезновения. Уникальная экосистема превращена в одну из крупнейших пастбищных территорий в мире, а значительная часть территории с богатой, плодородной почвой-пахотные земли. К сожалению, развитие местного животноводства и фермерства наносят урон этим территориям. Лишь немногие участки легендарного "океаны травы" остались нетронутыми. Пампасы считаются одним из самых быстро исчезающих мест обитания на планете.

История освоения и жители пампасов

Заселение территорий пампы началось в девятнадцатом веке. Испанцы, владеющие искусством верховой езды, волевым характером и славившиеся любовью к беззаконью на местных землях начали разводить крупный рогатый скот и лошадей. Местных "ковбоев", занимавшиеся выпасом животных и сельским хозяйством, стали называться "гаучо". 

После освобождения Испании от французской оккупации в 1816 и истребления индейцев, бродивших по равнинам, началось активное развитие земледелия. Плодородные земли влажной пампы стали привлекать миллионы иммигрантов, которые, в основном, были выходцами из Италии, Франции, Испании и других европейских городов. Землевладельцы их нанимали для культивации люцерны, которая шла на корм, кукурузы и более ценных культур.  


Позже они начали огораживать свои земли и импортировать из Великобритании породистых овец и крупный рогатый скот. Через пампы были проложены железные дороги, а лошадей заменили тракторами. Теперь гаучо нередко выступали в роли рабочих, а не самостоятельных фермеров. 

По мере освоения пампасов территории Мар-дель-Платы и Тандиля, относительно прохладные и содержащие много болотистых земель, были отведены для разведения высококачественных овец и крупного рогатого скота. В то время как западный пояс от Баия-Бланка до Санта-Фе использовался для культивации люцерны и пшеницы, главными культурами, возделываемыми вокруг Росарио, стали кукуруза и лен. Кроме того, здесь разводили некоторые виды скота. Окрестности Буэнос-Айреса осваивались главным образом для снабжения столицы овощами, фруктами и молоком. С конца двадцатого века некоторые части пампы стали известными регионами виноградарства. Наиболее известным из них является область вокруг Мендосы, где производится более половины марки вин Южной Америки.

Гаучо в литературе 

О далеких пампасах многие из нас узнали благодаря песне литературно-киношного персонажа. Остап Бендер голосом Валерия Золотухина поведал об экзотических землях, где "бегают бизоны", "закаты, словно кровь", а еще пираты, ковбои и "угрюмые дебри Амазонки". Между тем, на протяжении веков земли, воспетые в фильме "12 стульев", были центром культуры гаучо.Например, эта этническая группа сформировала собственный литературный испано-американский поэтический жанр, имитирующий паяды (баллады), традиционно исполняемые под гитарный аккомпанемент бродячих гаучо-менестрелей Аргентины и Уругвая. В них говорилось об образе жизни и философии странствующих гаучосов.

Есть несколько наиболее заметных литературных произведений, которые были созданы аргентинскими поэтами. В 1866 году Эстанислао дель Кампо изобразил гаучо Фаусто в пародийной эпопее. Позже великий латиноамериканский поэт, талантливый журналист Хосе Эрнандес пробудил национальное сознание увековечив образ скитальца-гаучо в своей поэме о Мартине Фьерро. Но высшее поэтическое выражение история гаучо нашла в трех стихах о легендарном гаучо-менестреле Сантосе Вега, написанных Рафаэлем Облигадо в 1887 году.


Что касается прозы, то, пожалуй, аргентинский военный деятель и писатель Доминго Фаустино Сармьенто стал первым, кто своим творчеством серьезно заявил о культурном столкновении между "пампасами" и "цивилизованным миром". Позже тема противостояния "старого" и "нового" нашла отражение во многих произведениях: начиная от мрачных страниц в работах уругвайского писателя Хавьера де Вианы до простых юмористических рассказов Бенито Линча.