«Крещендо» является музыкальным термином и обозначает многократное усиление звука. Его происхождение берет начало в веселой и солнечной Италии. Это ориинальный вид выражения в музыке. «Крещендо» - профессиональное понятие и вместе с этим некий особый язык, выражающий всю красоту и глубину музыкального произведения. Этот, казалось, незначительный нюанс, способный сотворить из самого простого музыкального произведения настоящий вкусный художественный шедевр. А еще показать необычайную виртуозность мастера, играющего на инструменте.
Музыка – верный спутник
С древнейших времен люди знали о воздействии звучания музыкальных инструментов на человеческое настроение. Музыка способна была пробудить даже в самой черствой душе чувство радости и ликования. Она способна была заставить погрустить и заплакать. А также настроить на любовный лад или разжечь жгучее чувство борьбы. Разные инструменты – разные звуки. Тихая и певучая арфа, лира, кифара, или флейта, сделанная из тростника, пробуждали умиротворение и желание созерцать. А грозный и зычный звук рогов животных, например, древнееврейского шофара, способствовал возникновению торжественных и религиозных чувств. Барабаны и другие ударные инструменты, добавленные к громким рогам и трубам, помогали справиться с животным страхом и будили агрессивность и воинственность.
Давно замечено, что совместная игра нескольких похожих инструментов усиливает не только яркость звучания, но и психологическое воздействие на слушателя — тот же эффект, что возникает при совместном пении одной и той же мелодии большим количеством людей (хор). А когда поющие или играющие музыканты начинают вначале исполнять произведение медленно и очень тихо, а затем наращивают темп и громкость, то это всегда действует пробуждающе волнительно и страстно.
«Крещендо» - это накал чувств
Если бы музыкальное произведение исполнялось в одинаковом темпе, то оно стало бы неинтересным и блеклым. Слушать такую музыку - одно мучение. А эстетическое удовольствие вообще было бы недостижимо. Усиливая звук (крещендо) или уменьшая его звучание (диминуэндо), музыкант создает произведение, способное вызвать сильнейшие эмоциональные всплески: радость и ликование, восторг и пламенную страсть. «Крещендо» имеет посыл медленного нарастания волнения, увеличивает многократно накаливание чувственности, вызывает напряжение эмоций и создает тревожное ожидание чего-то грандиозного. Начинает захватывать дух. Мурашки предательски выдают о безумном волнении. Кажется, начинает не хватать воздуха. Вот такие эмоции порой захлестывают, когда музыкальный накал доходит до предела.
В нотной грамоте пишется этот музыкальный прием как crescendo или иногда сокращенно cresc. Не редко так бывает, что нарастание звука происходит довольно степенно. Тогда вместе с обозначением crescendo добавляется его «сородич» из Италии, обозначаемый музыкальным термином poco a poco. Это значит в переводе на русский язык «мало-помалу».
Создание «crescendo»
Как же создается сила звучания? Профессионалы, владеющие струнно-смычковыми инструментами, знают и следующий прием. Если ускорить движение смычка в «свободном полете», не пережимая струны, то получится самое крутое «крещендо». Дирижер здесь играет «главную скрипку». Он медленно укрупняет жестикуляцию и в итоге широко распахивает руки в стороны, тем самым, как бы охватывая большой объем площади. Нужно отметить, что оставаясь только на единственной ноте, не изменяя высоту тона, вполне можно изменить силу звучания. Но это только когда дело касается инструментов струнно-смычковой группы. Применение же crescendo на клавишной группе происходит абсолютно по-другому. Здесь имеется ряд особенных профессиональных тонкостей. Если взять прародителя современного фортепиано - орган, то механика этого музыкального инструмента не позволяет производить на нем crescendo. Конструкция здесь выполнена так, чтобы сделать тембр разным, повлиять на динамику и громкость. Для этого требуется использовать разнообразные рычаги для переключения специальных регистров.
Для динамического увеличения создавались особенные дополнительные клавиатуры. С помощью их извлекался звук с удвоенной октавой. При этом обогащавшись обертонами, создавалась иллюзия изменения громкости звука. Но на crescendo это тянула с трудом. Извлечение усиленного звука было с резким перепадом. А «крещендо» - это постепенное нарастание звука, и градация возникающая внезапно, убивает прием на корню. Настоящее crescendo стало возможным только с появлением молоточкового механизма клавишных. Клавишный инструмент сегодняшнего дня может воспроизвести большое количество тембров и динамических градаций. Но есть и здесь свои ограничения.
Механизм извлечения звуков в фортепиано выполнен в такой форме, что каждое «рождение» звука моментально вводит его в некое «умирание». Звучание как бы теряет силу и угасает. Поэтому для создания эффекта «крещендо» продолжительность нот должна быть ровно такой, чтобы до полного «затухания» одного звука, успевал «родиться» звук «последыш». Одиночный звук неспособен сделать crescendo. Но в данной ситуации есть небольшой нюанс, который способен спасти «крещендо». В тот момент, как взят аккорд или звук, нужно «поддержать» его педалью справа. Обогащенный, он «выдаст» вожделенное усиление.
«Крещендо» в седьмой симфонии Шостаковича
Ярким примером «крещендо» является изображение панического ужаса от «наплывающего» нашествия фашизма в седьмой симфонии Шостаковича. Слушая страшный грохот фашистских орудий, глядя, как гасят немецкие «зажигалки» на крыше родной Ленинградской консерватории, композитор гневно произнес: «Здесь музы говорят одновременно с пушками». Эта фраза была сказана в противовес русской поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат». Свою седьмую симфонию Шостакович написал для огромного оркестра. Конечно, она не является батальным произведением, но все же представляет собой модель рассказа о военных годах России.
Ужас и боль, смерть и потери проходят красной чертой через все произведение. Начинаясь даже немного аморфно, накал потихоньку нарастает, поднимая в душе волнение и дрожь. В этой воинственной теме Шостакович прибегает к специальному музыкальному приему, когда скрипачи, ударяя обратной стороной смычков по струнам, вводят мелодию, которая могла бы звучать в кукольном театре. Эта легкая дробь, в начале почти неслышная, растет, ширится и повторяется двенадцать раз во время нарастающего двенадцатиминутного крещендо. Вот оно и состоялось и, как всегда, стало апогеем истории.
Надо сказать итальянцам спасибо за «крещендо» как за очередной итальянский художественный шедевр. Эта страна поистине знает толк в совершенстве и красоте. Пожалуй, без этого музыкального приема передать накал чувств практически невозможно. «Крещендо» - это апофеоз любой самой простой истории. Это не просто усиление звучания короткого музыкального эпизода. Это вызов всему блеклому, вялому и неспособному к сопротивлению. Это настройка души и тела на взрыв эмоций, бурление крови, смертную схватку. В этот момент происходит кульминация событий, некое подведение итогов. Это короткая, но яркая жизнь в большой череде событий музыкального рассказа.