Для того чтобы объективно разобраться в вопросе о степени принадлежности понятия «полицейское государство» к России, следует произвести некий последовательный анализ, который бы смог точно и по фактам доказать или опровергнуть данное суждение. Здесь важно определить основные черты и формы правления, подпадающие под эту категорию, а также понять каким образом достигается стабильность и долгосрочность данного режима на фоне мировых демократических процессов.

Формулировка «полицейское государство» появилась в 18-19 веках, и к ней стали относиться страны, где все управление консолидировалось в руках элитной группы людей, использующей для утверждения и контроля своей власти силовые структуры. Исторические примеры возникновения данной формы государственного правления свидетельствуют о том, что природа ее появления основана исключительно на всеобщем хаосе и анархии. Ведь максимальное расслоение общества в данном случае способствует возникновению желания у большинства людей создать сильную власть, способную установить порядок. Именно в это время и начинают пробиваться к вершине государственной иерархии недавние лидеры бандитских группировок под лозунгами «Стабильность и порядок».

Каким образом появляются государства с приставкой «полицейские»?

Как правило, страны, попадающие под понятие «полицейское государство», ярко декларируют уважение к правам человека и защите демократических свобод. Однако в риторике представителей власти регулярно звучат фразы о «жесткой вертикали управления», «дисциплине» и «наведении должного порядка». Естественно, в условиях дестабилизации общественного устройства большинство людей, уставшее от массовых бесчинств и анархии, соглашается на такие меры. Соответственно и роль силовых структур, включая в первую очередь полицию, становится главенствующей в этом процессе.


Поэтому представители полицейского ведомства, в служебные обязанности которых непосредственно входит защита правовых норм, регламентирующих общественный порядок, становятся важнейшим инструментом власти. Характерным явлением в данном случае становится тот факт, что со временем такого рода серьезный контроль начинает распространяться на все сферы жизнедеятельности общества. Причем задекларированная властью стабильность никак не может наступить.

А на злободневные тематические вопросы общественности, адресованные к власти, официальные представители элиты заявляют о наличии серьезной внешней и внутренней угрозы. Полицейское государство апеллирует к гражданам об установлении необходимых мер безопасности, которые связаны с бдительностью и сотрудничеством с силовыми структурами.  

В этой связи очень показательны заявления лидеров нашей страны в различные исторические эпохи. Николай I: «Революция - на пороге России, но я не пущу ее внутрь». А Владимир Путин по поводу Оранжевой революции в Украине допускал очень схожие выражения.

Исторические примеры

Мировая история знает достаточное количество классических примеров полицейских государств. Ведь любая смена режима власти подразумевает объективное ужесточение мер ее удержания. А в минувшем столетии таких событий на планете было немало.


К наиболее показательным случаям установления режима полицейского государства можно отнести Испанию при правлении Франко, Чили под гнетом Пиночета и Турцию при «кемализме». Мировая общественность тогда пребывала в шоке от тех деспотичных действий, которые происходили в этих странах. И самое печальное, что данные проявления тирании и попрания всех политических и социальных свобод были направлены не на установление порядка и дисциплины, а на воспитание в обществе страха и беспрекословного подчинения воле правителя.

Всем понятно, что современное гражданское общество должно всеми силами противодействовать таким формам государственного устройства. В данном контексте важно понимать, что страна не может фактически преобразиться на основании лишь провозглашенных лозунгов. Ведь политические и социальные свободы и приверженность к демократии зависят не от их декларирования, а исключительно от реализации, основанной на фактическом исполнении.

Получается, что за свою стабильность общество зачастую позволяет государственной власти жестко контролировать общественную и политическую сферы жизнедеятельности в стране. Причем правовые нормы, стоящие на защите граждан, начинают трактоваться настолько вольно, что создается упрощенная практика руководства судебной властью, выхолащиваются неугодные СМИ и подавляется оппозиция.

Понятие «полицейское государство» и Россия

Конечно же, для граждан России очень важно понять, что представляет собой современное государственное устройство в нашей стране. Ведь известные формы авторитаризма, олигархии и полицейского государства не могут считаться обоснованными и удовлетворительными в аспекте динамичного развития и установления демократических свобод.


Наиболее характерные примеры полицейских государств из международной жизни очень показательны. Обычно данные режимы направляют весь ресурс силовых ведомств на защиту интересов правящей элиты, куда, как правило, входят крупные монополисты и предприниматели (реже представители среднего класса). Таким образом, только эти слои населения могут ощущать себя защищенными и жить в комфортных условиях. Именно поэтому они всеми силами поддерживают данный полицейский режим.

Однако в нашей стране имеются показательные примеры, однозначно трактующие данную норму государственной власти, когда классовая принадлежность не является гарантией неприкосновенности. Судьба Ходорковского и Лебедева стала красноречивым свидетельством того, что экономическая элита российского общества не обладает статусом «небожителей». А с другой стороны граждане страны стали свидетелями ситуации, когда на уровне российской олигархии неугодные конкуренты устраняются руками силовых ведомств. В таком случае тематический опыт может свидетельствовать о том, что государственное управление начинает вмешиваться в фундаментальные основы экономики, которые не пошатнулись лишь по причине текущей лояльности общества.

Статистика и тематические выводы

Несмотря на многочисленные примеры попрания демократических свобод в России, нельзя однозначно применять понятие «полицейское государство» к нашей стране вне официально признанных фактов, которыми являются статистические данные. А согласно им в МВД РФ в настоящее время числится 914 500 человек. Такое количество полицейских делает Россию третьей в мире страной по абсолютному показателю. Только КНР (1,6 млн. чел.) и Индия (1,5 млн. чел.) опережают нашу страну по численности полицейского ведомства.


Однако данный статистический показатель не отражает полностью уровень жесткости государственного управления, ведь численность населения в приведенных странах значительно превосходят российские аналоги. Поэтому логично обратиться именно к числу полицейских, приходящемуся на 100 тысяч жителей страны. И здесь Россия оказывается в числе мировых лидеров, так как в Китае этот показатель равняется 120 чел., в Индии – 128 чел., в США – 256 чел., странах ЕС – 300-360 чел. Нашу страну опережают только некоторые карликовые государства, экзотические островные республики, Сербия, Белоруссия и Южный Судан. Даже во времена авторитарного режима в Советском Союзе данный показатель был почти в три раза меньше.

Учитывая, что МВД РФ является не единственной силовой структурой, которая защищает власть в стране (в Национальной гвардии насчитывается около 400 тыс. чел.), можно с уверенностью констатировать, что уровень «полицейскости» в нашей стране имеет очень существенные показатели. В этой связи следует понимать, что до настоящей демократии, основанной в первую очередь на менталитете граждан, России еще очень далеко. Так что, по всей видимости, нынешнее положение может измениться только благодаря эволюционированию всего общества, которое заставит и государство переоценить свои базовые ценности в пользу подавляющего большинства граждан нашей страны.