С мечтой о МХАТе
Жизненный путь Олега Николаевича Ефремова начался 1 октября 1927 года в Москве. Семья жила в одной из коммуналок на Арбате. Благодаря отцу, работавшему бухгалтером в ГУЛАГе, у Олега была кое-какая модная одежда, рано появился фотоаппарат и ролики, о которых другие дети могли только мечтать. С началом войны Ефремовы уехали в Воркуту, где прожили два года, затем вновь вернулись в столицу. Со школьных лет будущий артист принимал активное участие в самодеятельности, посещал драмкружок во Дворце пионеров.
В 1945, после окончания войны, Олег поступил в Школу-студию МХАТ, несмотря на конкурс в 500 человек на место. Его курс вели педагоги Василий Топорков и Михаил Кедров. В студенческие годы Ефремову довелось несколько раз выйти на сцену МХТ, и он загорелся идеей играть в легендарном театре после окончания учебы. Когда же амбициозному молодому актеру там отказали, он разразился гневной тирадой, пообещав вернуться и занять пост главного режиссера.
Свой творческий путь Ефремов начал в Центральном детском театре. В его стенах Олег Николаевич очень быстро превратился в одного из ведущих актеров, а в 1955 попробовал свои силы в качестве режиссера музыкального спектакля «Димка-невидимка».
Не обладая от природы внешностью соблазнителя, Ефремов всю жизнь оставался таковым по своей сути. С юности у него случались влюбленности и увлечения, а первый опыт семейной жизни пришелся на годы работы в Детском театре. Лилия Толмачева училась на третьем курсе Школы-студии МХАТ и, как большинство женщин, не смогла устоять перед мужским обаянием Олега. Вскоре они расписались и поселились в одной комнате с родителями Ефремова, перегородив ее шкафом. Семейный союз просуществовал меньше года.
Вспоминая свой короткий брак, Толмачева отметила, что у них с бывшим мужем было разное отношение к совместной жизни. Кроме того, супруги редко проводили время вдвоем, все силы отдавая работе. По слухам, конец семейному союзу положила Толмачева, узнав о романе Ефремова с коллегой по театру – Маргаритой Куприяновой.
Правда, после расставания бывшие супруги сохранили хорошие отношения. Через несколько лет Олег Николаевич даже пригласил Лилию в «Современник», где она блистала долгие годы.
Гражданский брак
В 1950-е годы Ефремов вместе с коллективом молодых актеров, у которых он преподавал в Школе-студии МХАТ, загорелся идеей возродить традиционный театр. В 1956 они представили публике свою первую постановку «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Этот момент считается неофициальной датой создания «Современника». Бывшая студентка Олега Николаевича, Галина Волчек, примерно тогда же познакомила его со своей подругой – Ириной Мазурук.
Девушка выросла в интеллигентной московской семье. Ее отец Илья Мазурук был Героем Советского Союза, летчиком-полярником. Затем в жизни Ирины появился отчим – автор романа «Щит и меч» Вадим Кожевников. Мазурук окончила сценарный факультет ВГИКа, вращалась в кругах московской богемы. На момент знакомства с Ефремовым ей было всего 19 лет.
Когда влюбленные решили жить вместе, они устроили пышную свадьбу. Хотя на самом деле официальная регистрация отношений так и не состоялась, поскольку к разводам в советском обществе относились крайне негативно, и Олег Николаевич до сих пор оставался женат на Лилии Толмачевой. Ирина привела мужа в просторную квартиру родителей в центре Москвы. Ребенка они не планировали, однако, узнав о беременности, Мазурук решила рожать. Так на свет появилась единственная дочь Ефремова – Анастасия. Кстати, долгие годы у девочки в графе «отец» стоял прочерк. И только перед поступлением в первый класс Олег Николаевич исправил этот недочет, удочерив ее официально.
По словам наследницы актера и режиссера, ее родители расстались из-за того, что матери не хватало внимания, а отец не мог его дать, поглощенный своим главным детищем – театром. Кроме того, до Ирины дошли слухи о романе мужа с актрисой Ниной Дорошиной. Впрочем, молодая жена тоже не хранила верность супругу. Семейный союз продержался около 3 лет. И все равно расставание получилось болезненным: Мазурук в порыве эмоций предприняла попытку суицида. К счастью ее спасли, но в отношениях с Олегом этот жест ничего не изменил.
Самая терпеливая жена
Следующей официальной избранницей Ефремова стала актриса Алла Покровская. Она родилась в 1937 году в семье знаменитого оперного режиссера Бориса Покровского. А мама Аллы, Анна Некрасова, работала режиссером в Центральном детском театре. Актерские амбиции дочери родители не поощряли, поэтому Покровская сначала поступила в пединститут на филологический факультет. Но через год бросила учебу и начала готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ. В конечном итоге девушке удалось стать студенткой престижного театрального института, который она благополучно окончила в 1959 году.
После этого молодая актриса была принята в труппу «Современника», где очень быстро начала играть главные роли. Стоит заметить, что Алла пришла в театр замужней женщиной. Правда, имя своего первого супруга она до сих пор предпочитает скрывать от прессы. Но встреча с Ефремовым заставила актрису пожалеть о своем первоначальном выборе. После развода она начала жить с новым возлюбленным. По воспоминаниям Покровской, их роман развивался стремительно, что нередко отмечали и другие женщины, которые состояли в отношениях с Олегом Николаевичем.
Родители Аллы категорически не одобряли ее выбор, считая известного актера слишком легкомысленным. Однако совместная жизнь быстро привела пару к браку, поскольку Покровская забеременела. Они расписались за две недели до рождения сына Михаила, который появился на свет 10 ноября 1963 года.
Как и в прошлых отношениях, Олег Николаевич показал, что не создан для семейной жизни, постоянно пропадая в театре. Хранить верность супруге он тоже не собирался. Однако Алла мужественно терпела образ жизни мужа, самостоятельно занимаясь домом, воспитанием сына и успевая при этом выходить на сцену. Она ушла от Ефремова только через 8 лет, а развелась с ним – еще позже. Так что этот союз является самым продолжительным в личной жизни великого мастера.
В числе увлечений Олега Николаевича были самые красивые и знаменитые актрисы – Нина Дорошина, Ирина Мирошниченко, Анастасия Вертинская, Ия Саввина. Но в последние годы жизни он предпочитал одиночество. Друзья Ефремова говорят, что ему всегда было комфортно наедине с самим собой. Возможно, поэтому ни одна женщина так и не смогла остаться с ним надолго.