Предыстория создания

26 апреля 1937 года стало роковой датой для жителей Герники, города, расположенного на северной части Испании, на территории автономного сообщества под названием Страна Басков. Герника была разрушена под ударами безжалостной немецкой эскадрильи «Кондор». Город превратился в руины. В результате двухчасовой бомбардировки погибло несколько тысяч мирных жителей. В то время большая часть мужского населения города была задействована в ходе гражданской войны, поэтому в основном погибшими были женщины и дети. В тот день весь мир узнал зло в его истинном проявлении.

Несмотря на неоднократные заявления о своей аполитичности, Пабло Пикассо не мог оставаться равнодушным к трагическому событию, произошедшему на его родине. В то время он был занят созданием полотна к Всемирной выставке в Париже. Узнав об ужасе, сотрясшем его родину, Пикассо немедленно оставляет незаконченную работу и переключается на работу над новым полотном, которое в дальнейшем станет одним из самых ярких и пронзительных художественно-политических заявлений в истории.


Картина, которую Пикассо так и назовет, «Герника», станет его естественной реакцией на убийство ни в чем не повинных людей. Ужас, гнев, хаос, непонимание, скорбь – все это он попытается воплотить в одной из своих самых масштабных работ. В этот период в его творчестве преобладала тема и образ быка, символизирующего мощь, смерть, войну и хаос. Картина «Герника» станет кульминационным моментом в раскрытии этой темы.

Фотохроника создания Герники

За недолго до трагедии в Гернике Пабло Пикассо познакомился с очень талантливой француженкой Дорой Маар. Будучи профессиональным фотографом и художником, она отлично понимала, какую ценность «Герника» несет для самого Пикассо и для будущих поколений. Именно Дора Маар является автором уникальных фотоснимков, на которых запечатлен каждый этап работы Пабло Пикассо над картиной. Также она запечатлела Пикассо во время работы в парижской мастерской по улице Grands-Augustins.

Гигантское полотно 3,5 на 7,8 метров было написано Пикассо в рекордные сроки. В начале он умудрялся проводить у мольберта по 12 часов в сутки. Пикассо уже давно вынашивал идею создания чего-то подобного, и поэтому работа над картиной шла столь стремительно. Основные образы картины были обозначены уже в первые дни, а на завершение работы у мастера ушло менее месяца.


Просматривая работы Доры Маар, посвященные Пабло Пикассо и созданию полотна, можно увидеть, насколько сосредоточено его лицо во время написания картины.

Описание картины

Картина выполнена в черно-белых тонах. Черное и белое являются противопоставлением жизни и смерти. Несмотря на упрощенность - гримасы ужаса и отчаяния передаются всего лишь несколькими чертами - каждый из образов максимально эмоционален. На первый взгляд может показаться, что картина представляет собой хаотичное изображение искаженных фигур, но на самом деле ее композиция является точно и строго организованной. Пикассо очень точно и живописно передает такие эмоции, как гнев, ярость, страх, безысходность. Люди, изображенные на полотне, словно заперты в закрытом пространстве. Не имея возможности вырваться из той реальности, узниками которой они оказались по воле судьбы, они агонизируют, испытывая нестерпимые страдания.

Все, что представлено на полотне, состоит из тысячи мелких фрагментов. Эта художественная форма была выбрана Пикассо неспроста. Таким образом он стремится достичь эффекта деперсонификации. Вся картина построена на ассоциативных связях художественных образов. Несмотря на то, что каждый из образов сам по себе несет значительную смысловую нагрузку, ярко-обозначенные акценты отсутствуют, что помогает восприятию общей идеи картины.


Если рассматривать картину слева направо, первым идет образ безутешной матери с мертвым младенцем на руках. В глазах ребенка отсутствуют зрачки, а его руки и ноги свисают вниз словно плети. Безжизненные губы ребенка больше никогда не коснутся обнаженной материнской груди. Взор матери обращен наверх, как будто она взывает к Богу. Из ее рта вырываются отчаянные мольбы о помощи, а ее язык подобен языку пламени.

Бок о бок с безутешной матерью стоит бык. Он как бы возвышается над всем остальным. Его взгляд не выражает эмоций, ему чуждо сострадание. Он смотрит в сторону, высокомерно возвышаясь над павшими, а его копыта топчут безжизненный труп мужчины, в отрубленной руке которого стиснут сломанный меч. Сам Пикассо, комментируя образы быка и коня, не раз заявлял, что бык является олицетворением равнодушия и тупости фашизма, а раненый конь, бьющийся в конвульсиях, символизирует невинных жертв Герники.

Справа от коня Пикассо изобразил двух женщин. Одна из них врывается в это пространство откуда-то извне. В ее руках горящая свеча, символ надежды и спасения. Она пытается внести свет в комнату, полную ужаса и разрушения. Второй женский образ поднимается с колен. Лицо этой женщины направлено в сторону света. Лица этих двух женских образов неискажены и полны решимости.

Справа на картине изображен образ агонизирующего мужчины. Он еще жив, но уже наполовину поглощен чем-то ужасным.  

Над всем этим возвышается лампа под абажуром из языков пламени. Она усиливает ощущение нереальности происходящего.

В картине нет ни взрывающихся бомб, ни разрушенных зданий. Об огне свидетельствуют лишь разрозненные языки пламени. Весь ужас, изображенный на полотне, станет предвосхищением второй мировой войны, от которой будет содрогаться весь мир немногим позже.

Культурное значение картины

«Герника» Пикассо стала одним из самых ярких художественных произведений, изобличающих зло и бессмысленность фашизма. Монументальное полотно навсегда останется одним из самых эмоционально окрашенных антивоенных символов. Эта картина олицетворяет войну в ее самом широком смысле слова. В ней сложно найти отсыл к какому-то конкретному событию или месту, но зато безошибочно угадываются чувства людей, которые в той или иной мере пострадали от войны. Будь то погибшие или те, кто потерял в войне близких людей. Черно-белое полотно Пикассо отражает мир, обезображенный войной. Это мир, в котором последние остатки жизни агонизируют в предсмертных муках. Это мир, в котором бок о бок идут страдание и безразличие.   

Существует множество различных трактовок «Герники». Но всех их объединяет одинаковое восприятие атмосферы полотна. Это неизменный ужас, отчаяние, муки и безысходность. Но несмотря на мрачность, Пикассо оставляет героям картины небольшую надежду в виде двух еще живых людей, которые освещают весь этот хаос своей решимостью оказать сопротивление той тупой и бездушной силе, которая навсегда обезобразила и изуродовала их мир. Сам Пикассо однажды сказал, что «свет на картине и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться всякое живое существо».

Помимо полотна Пикассо, трагические события 1937 года отражает граффити, копия работы Пабло Пикассо, а также памятник известному журналисту Джорджу Стиру, посетившего город через несколько часов после авиаудара и ставшего автором одной из первых статей о Гернике. Статья была перепечатана по всему миру и по некоторым источникам послужила вдохновением для Пабло Пикассо. Другим не менее ярким напоминанием о тех событиях является «Монумент мира» скульптора Эдуардо Чилиды и мрачная статуя девочки «Герники» французского скульптора Рене Ише. Оригинальная гипсовая форма последней находится в Музее Фабра в Монпелье.