Ранние годы

Найджел Мэнселл родился в 1953 году в городке Аптон-он-Северн, на западе Англии. Его детство и юность прошли в Бирмингеме. Глава семьи Джойс и его жена Эрика были совсем не против, когда их семилетний ребенок впервые сел за руль. Увидев однажды победу шотландского гонщика Джима Кларка, мальчик решил непременно добиться таких же результатов.


Начало пути

Спортивную карьеру Найджел начал поздно и исключительно на свои деньги. Добившись хороших результатов в картинге, он попал в «Формулу-Форд». 23-летний юноша выиграл 6 гонок из 9, в том числе дебютный заезд в парке Мэллори. В новом сезоне в 42 состязаниях он одержал 33 победы.

1977-й принес спортсмену большую удачу – чемпионство британской «Формулы Форд». Однако в том же году на квалификационных заездах он чуть не сломал шею. Доктора предрекали ему временный паралич и прощание со спортом. Вопреки всем прогнозам гонщик сбежал из больницы и вернулся к тренировкам. Он не собирался отказываться от мечты, ведь перед аварией спортсмен отказался от престижной работы в аэрокосмической сфере. Заняв 4 место на соревнованиях в Сильверстоуне, Мэнселл решил, что пора переходить на более высокую ступень.


«Формула-3»

В этом виде соревнований Найджел выступал в 1978-79 годах. Дебютный сезон принес ему 2 место в турнирной таблице. Но машина не выдерживала конкуренции, поэтому сделку с «Unipart» пришлось расторгнуть. Новый сезон принес ему 8 место и новую травму, на этот раз оказались сломанными позвонки. Однако стиль вождения и целеустремленность гонщика привлеки внимание владельца «Lotus», ему предложили пройти тест-пилот на участие в «Формуле-1», с которым он великолепно справился.


«Lotus»

В 1980-м Мэнселл попал в команду «Лотус». Впечатления, которое он произвел на главу компании Колина Чепмена, хватило, чтобы получить разрешение дебютировать на Гран-при Австрии за рулем экспериментального болида. Во время соревнований из-за утечки топлива начался пожар. Гонщик получил ожоги, но сохранил за собой место в команде.

Последующие 4 года были нелегкими для гонщика. Машины «Lotus» не отличались надежностью, из 59 стартов к финишу удалось прийти только 24 раза. За этот период лучшим результатом спортсмена стала «бронза» «Формулы-1». Зарплата английского спортсмена составляла 50 тысяч фунтов стерлингов в год, по 10 тысяч он получал за каждую гонку и еще столько же Чепмен платил за риск. Такой контракт сделал Найджела миллионером. В этот период он очень сблизился с владельцем «Lotus», его преждевременный уход спортсмен переживал как личную утрату. После этого отношения с компанией ухудшились, новый руководитель не уважал гонщика, но продолжал держать его в команде.

На гонке в Монако в 1984-м он удивил многих, когда обогнал именитых соперников. Но на скользком треке потерял дальнейшее управление и сошел с дистанции. На Гран-при в Далласе англичанин прямо на финише потерял сознание, причиной недомогания стала аномально жаркая погода. Найджел лишился места в команде, но из 2-х новых предложений от «Arrows» и «Williams» принял последнее.


«Williams»

В 1985-м Мэнселл перешел в команду «Williams». Его напарником стал Кеке Росберг, которого Найджел считал лучшим за всю историю автогонок. Спортсмен получил номер Red 5, который стал его талисманом. Двигатели Honda давали уверенность, на Гран-при Бельгии спортсмен завоевал 2 место. Победа в Африке принесла знаменитому гонщику заслуженную славу. Ряд новых побед возвели его в ранг потенциальных звезд «Формулы-1». Только нелепая случайность не позволила англичанину завоевать чемпионский титул в 1986-м, а BBC Sports объявила гонщика персоной года.

1987-й принес не только 6 побед, но и крупную ошибку на Гран-при в Италии. В момент аварии на японской трассе спортсмен повредил спину. Новый сезон ничего не принес ему, кроме неудач. По итогам 14 гонок он ни разу не поднялся на пьедестал.


«Ferrari»

Новым этапом спортивной биографии стало выступление Найджела в составе команды «Ferrari». Энцо Ферарри лично пригласил гонщика и презентовал ему гоночный автомобиль. Кроме этого, болид был оснащен электронным редуктором, но имел серьезные проблемы с коробкой передач. Технические несовершенства привели гонщика к дисквалификации на соревнованиях в Канаде и Португалии. Из-за неудач спортсмен был готов покинуть спорт, лишь контракт с «Williams» позволил англичанину продолжить путь к победе.

1991-1992 годы

Повторное соглашение с «Williams» оказалось успешнее предыдущего. Обновленная коробка передач позволяла демонстрировать спортсмену высший пилотаж гонок, победы следовали одна за другой. Однако после подведения итогов года оказалось, что Найджел в турнирной таблице второй.

1992 год он начал победно, однако гайка, слетевшая в шаге от финиша, отбросила гонщика назад. После смены колес он показал рекордное время и досрочно стал чемпионом «Формулы-1».

Дальнейшая карьера чемпиона

В 1993-м Мэнселл покинул команду, чтобы присоединиться к американской серии CART. Уже во время первой гонки новичок стал лучшим. Ряд неудачных стартов компенсировали новые победы. Найджел стал единственным гонщиком, который одновременно победил в "Формуле-1" и CART.

В 1994-м англичанин вернулся в «Формулу-1» и одержал ряд побед, что принесло ему кругленькую сумму.

В 1998-м за рулем Ford Mondeo спортсмен завоевал чемпионский титул по шоссейно-кольцевым гонкам Великобритании.

Личная жизнь

Еще в студенчестве Найджел познакомился с Розанной. После окончания колледжа в 1975-м влюбленные вступили в брак. Их сыновья Лео и Грег посвятили себя гоночному спорту, дочь Хлоя получила образование дизайнера.

Сегодня прославленный спортсмен живет на острове в проливе Ла-Манш. Не так давно он приобрел яхту, которой дал счастливое название «Red 5».