Пока что вклад Ивана Дмитриевича в российский психоанализ не оценен. Большая часть его наследия неизвестна по сей день. Однако из хранящихся в архивах документов понятно, что личностью Ермаков был интереснейшей.
Время становления
Биография знаменитого деятеля началась в 1875 году. Он появился на свет в Константинополе (Стамбуле) 6 октября. В семье росли трое детей. Иван был старшим ребенком. Все детство будущего деятеля пронизано творчеством. Он отлично рисовал, писал стихи, очерки. Позднее ему нравилось играть на гитаре, фортепиано.
В 1888 Ермаков поступил в Тифлисскую первую классическую гимназию. Ученикам преподавали не только общеобразовательные дисциплины, но и танцы, музыку, фехтование, гимнастику. В школе был собственный оркестр, где играли гимназисты-старшеклассники. В 1896 Иван Дмитриевич закончил обучение и отправился в Москву.
На следующий год молодой человек поступил в столичный университет на медицинский факультет. Там студент увлекся психопатологией. Будущий врач занялся исследовательской и научной деятельностью.
Внимание на перспективного молодого специалиста обратил профессор Рот, ставший его наставником. В 1902 образование успешно завершилось. Все время обучения Ермаков вел дневник. В нем записаны размышления, короткие бытовые зарисовки под общим названием «Из рассказов моего приятеля».
Выпускник начал работу в Нервной клинике при университете. С 1904 Ермакова призвали в армию врачом-психиатром. Молодой врач собирал клинические материалы. Опыт он обобщил в докладе «Психические заболевания в Русско-Японскую войну по личным наблюдениям».
Научная деятельность
Работы велись с поступления в госпиталь и во время эвакуации в тыл. Ермаков делал в выступлении обзор литературы и давал краткие комментарии о распространенности наблюдаемых им форм психических расстройств. В статьях «Эпилепсия в Русско-Японскую войну» и «Травматический психоз» приведены данные анамнеза.
Собственные выводы врач сопоставлял с наблюдениями других ученых. Он сделал заключение, что развитие болезни провоцируется не самой войной, а наследственными факторами. В 1907 Иван Дмитриевич стал работать ассистентом в Психиатрической клинике с профессором Сербским, затем был повышен до старшего ассистента. В этой должности он трудился до 1921. Он успешно наладил личную жизнь, женился. Данных о его супруге практически не сохранись. Известно лишь ее уменьшительное имя Нюся.
Молодой врач не оставлял занятия живописью. Он рисовал портреты своих коллег и руководителей. За время работы Ермаков пять раз выезжал за границу в научные командировки. В Берлине Иван Дмитриевич стажировался у профессора Цигеля, занимался изучением меланхолии и душевных расстройств у детей.
Во время нахождения в Цюрихе в 1913 Ермаков общался с профессором Блейрером, началось знакомство с психоанализом. После возвращения в Россию Иван Дмитриевич представил результаты работы. Психоанализ он воспринял как метод, обеспечивающий подход к основаниям психической жизни.
В «Патологии дыхательной эмотивности», «Синэстезии», «О психическом происхождении каталепсии» есть изложение проблемы и возможности улучшения исследований при помощи психоанализа.
Авторские разработки
Проблему синестезии Ермаков рассматривал целостно, как результат деятельности психического аппарата. Впоследствии ученый сосредоточился на использовании нового направления в сфере искусства. Он разработал психологию детского рисования, игры, органическое познание ребенка.
В 1910-1920 сформирован органический подход к психике. Метод стал главной установкой в исследованиях. Он применялся в различных тематиках, особенно в статьях, посвященных сфере искусства. Сохранились работы, где подход использован в анализе орнаментов греческих ваз.
Сущность подхода в детской психологии заключена в ведении исследований, исходя из природности детей. Основным критерием стала половая принадлежность. Ученый заключал, что ребенком воспринимается существенная часть мира, активность, то есть то, что малыш сам приписывает внешней среде.
Понимание детской активности объясняет самодвижение мира. Иван Дмитриевич ввел тактильность как характеристику дифференцированности полов. По тому принципу психическое выстраивается как саморазворачивающийся процесс.
В начале прошлого столетия психоанализ использовался и для прикладных задач. Он широко применялся в литературных произведениях и анализе трудов классиков. Было основано российское психоаналитическое литературоведение.
При анализе ученый использует собственный подход, органическое понимание. Литературовед пытался выполнить структурный анализ авторского языка, применял целостный подход к исследованию творчества писателя.
Искусствоведение и литература
Занимался Ермаков и искусствоведческой деятельностью. Он заведовал экскурсионным отделом Третьяковской галереи. В начале двадцатых ученый создал теоретические работы «Правая и левая сторона картины», «О принципах выразительности в изобразительном искусстве», «Значение угловых наклонов в картине», «О трех планах в картине» по психологии художественно-композиционного восприятия, предложил анализ творчества выдающихся живописцев. Искусствоведом сформулирован ряд положений для раскрытия психологического смысла используемых художником приемов. На примерах показана ориентация композиционного решения картины методом свободных ассоциаций.
В 1920 ученый стал профессором столичного государственного психоневрологического института, нынешнего Московского НИИ психиатрии. При учебном заведении ученый организовал Кружок по изучению художественного творчества методом психоанализа. На его основе в 1922 было создано Русское психоаналитическое общество. В 1921 основан Детский дом-лаборатория. Руководила им Вера Федоровна Шмидт. В 1925 прекратили существование институт и Детский дом. Ермаков занялся частной практикой, живописью и литературным творчеством.
После ухода из жизни первой супруги Ермаков вновь женился на Татьяне Евгеньевне Карповцевой. В 1930 в семье появился ребенок, дочь Милитриса. В этот период созданы работы «Бухгалтер», «Книга о любви», «Перед объективом фотографа», «Печати и печать», «Музей обуви», «Читатель, писатель и издатель». В них автор при помощи утонченного стиля и психологических замечаний выстраивает оригинальные теории, показывает собственную феноменологию бытия.
Из жизни Иван Дмитриевич ушел в 1942. Многие работы профессора пока что не расшифрованы и не изучены. Однако в истории отечественной психиатрии Ермаков по праву занимает достойное место.