Ранние годы
Дарио Ардженто родился в 1940 году в семье римского кинопродюсера Сальваторе Ардженто.
Начал свою карьеру Дарио в итальянском печатном издании «Paese Sera». Здесь он исполнял обязанности штатного кинокритика.
В 1968 году Дарио стал создавать сценарии к фильмам (причем это были модные тогда спагетти-вестерны). Известно, например, что он принимал участие в работе над несколькими сценами ленты Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе».
После этого Дарио Ардженто на постоянной основе сотрудничал с итальянской кинокомпанией «Титанус» и написал для нее двенадцать сценариев за два года.
Первые джалло Дарио Ардженто
А в 1970-м он дебютировал как режиссер. Его первый фильм получил название «Птица с хрустальными крыльями». Он был снят по мотивам книги Фредерика Брауна «Кричащая Мими». Этот фильм сочетает в себе элементы хоррора, криминальной драмы и эротики (собственно, именно это сочетание и является отличительной чертой джалло как жанра).
Главным героем «Птицы с хрустальными крыльями» является молодой писатель Сэм Далмас. Однажды он становится свидетелем нападения на девушку в художественной галерее в Риме. Высказывается версия, что нападение могло быть делом рук маньяка, который уже совершил несколько убийств в итальянской столице... Вскоре Сэм начинает собственное расследование в надежде узнать, кто именно стоит за чередой страшных преступлений…
Интересно, что саундтрек к этому фильму написал знаменитый итальянский композитор Эннио Морриконе. И качественная музыка — это, безусловно, одно из важных слагаемых успеха «Птицы с хрустальным оперением».
Данная картина в итоге собрала около миллиарда лир в прокате в Италии (тогда это был абсолютный рекорд). В Соединенных Штатах она тоже была с интересом встречена зрителями и показала хорошие финансовые результаты.
Выход «Птицы с хрустальным оперением» сделал Ардженто по-настоящему известным. И в последующие два года он снял еще два фильма в похожей стилистике — «Кошка о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером вельвете». Их, как и дебютную ленту, характеризует интригующий сюжет, наличие сцен, которые даже сегодня способны напугать, и запоминающийся саундтрек.
Дальнейшая карьера режиссера
В 1973 году Дарио Ардженто попробовал себя в новой ипостаси и снял для итальянского телевидения историческую драму с элементами черного юмора «Пять дней Милана». Главную роль в ней играл сам Адриано Челентано.
Затем режиссер решил вновь сосредоточиться на хоррорах. В 1975 году на большие экраны вышла его очередная мрачная картина — «Кроваво-красное». Эта работа продемонстрировала, что Ардженто по-прежнему является большим мастером своего дела.
Вершиной творчества Ардженто многие критики считают фильм 1977 года «Суспирия» с Джессикой Харпер и Стефанией Казини в главных ролях. Джессика Харпер здесь играет американку Сюзи, которая прибывает в некий германский город, чтобы учиться в местной балетной школе. Но в ночь прибытия ее почему-то не пускают внутрь. И в ту же дождливую ночь она видит, как из здания выбегает девушка, которая впоследствии была убита. Поутру Сюзи все-таки заселяется в пансионат при этой школе и начинает посещать занятия. А вскоре американке становится ясно, что в стенах этого учебного заведения творится нечто очень страшное...
Для этой картины Ардженто вместе с рок-группой «Goblin» написал душераздирающую музыку. И периодически он включал ее на полную мощность на съемочной площадке. Так он хотел добиться того, чтобы киноактеры испугались в кадре по-настоящему.
Кстати, совсем недавно, в 2018-м, вышел ремейк данного фильма, о котором Ардженто отозвался довольно холодно. Он посчитал, что ремейк не смог сохранить дух оригинала.
В конце семидесятых Ардженто также довелось посотрудничать с другим классиком хоррора Джорджем Ромеро. Именно музыка Ардженто и упомянутой уже рок-группы «Goblin» звучит в фильме про зомби «Рассвет мертвецов».
В восьмидесятые режиссер продолжил создавать фильмы ужасов. В 1982 году на экраны вышла его картина «Дрожь», а в 1984-м — картина «Феномен». Причем «Феномен» стал первой работой Ардженто, которую он снимал сразу на английском языке. Интересно, что главную роль в этом фильме исполнила будущая звезда Голливуда Дженнифер Коннели.
Стоит также отметить, что в восьмидесятых Дарио вместе с родным братом Клаудио стал руководителем отцовской кинокомпании «DAC Film Company».
В девяностых Ардженто срежиссировал еще три фильма в жанре джалло — «Травма» (1993), «Синдром Стендаля» (1996) и «Призрак оперы» (1998). Лента «Призрак оперы» оказалась провальной в финансовом плане, и после нее карьера Дарио пошла на спад. Хотя даже в двухтысячных у него были яркие работы (например, фильм «Мать слёз», в котором содержится большое количество отсылок и аллюзий к другим лентам Ардженто).
В 2012 году вышло последнее на сегодняшний день творение итальянского режиссера — картина «Дракула 3D». По сути, это еще одна экранизация легендарного романа Брэма Стокера. И экранизация не слишком удачная — на авторитетных ресурсах, посвященных кино, у «Дракулы 3D» очень низкие оценки.
Личная жизнь
В 1968 году Ардженто женился на Марисе Касале. Через некоторое время у них появилась дочка, которой дали имя Фиоре. Этот брак распался в 1972 году.
Несколько лет спустя он познакомился с итальянской киноактрисой Дарией Николоди. И в 1975 году она родила от Дарио девочку Азию. Дария Николоди стала верной спутницей режиссера на долгие годы (и участвовала во многих его проектах), но при этом они не оформляли свои отношения официально.
Сегодня младшей дочке Дарио Азии Ардженто уже больше сорока и она является популярной киноактрисой. Ее игру можно увидеть и в некоторых фильмах отца — «Травма» (1993) «Синдром Стендаля» (1996), «Мать слёз» (2007) и т.д.