Биография Василия Васильевича началась в 1861 году. Он родился в Бежецке 3 (15) января в семье купца. Продолжить дело отца сын не стал. Он выбрал музыку. Андреев – не просто композитор. Он великолепный организатор и популяризатор данного вида искусства.
Организатор народного оркестра
Первый оркестр музыкант собрал в Санкт-Петербурге. Он включил в состав жалейку, балалайку, гусли, бубны. После концертов по всей стране началось увлечение игрой на балалайке. Сам композитор владел инструментом мастерски. Фактически им создана новая область музыкального творчества, русское народно-инструментальное искусство письменной традиции. Оно включало академические и фольклорные элементы, поэтому стало уникальным все, что сделал Василий Васильевич.
Балалайка увлекала мальчик с детства. Он наслаждался самобытным тембром, исполнительскими возможностями. Композитор отличался выдающейся целеустремленностью. Ему нравилось живое виртуозное выступление, одновременно он оставался теоретиком, создававшим немало книг на любимую тему. Занимался Андреев и совершенствованием народных инструментов с 1883. Не оставлял композитор занятий академической музыкой.
Скрипичное образование он получал в течение трех лет у выдающегося мастера Николая Галкина, профессора консерватории. Потому предъявляемые Андреевым к балалайке требования более характерны для концертных инструментов. При помощи ладовых передвижных порожков можно было создавать только диатонические звукоряды. Василий Васильевич воспользовался хроматической фиксированной темперацией, сделав реформаторский вклад в совершенствование техники исполнения.
В 1887 с Францем Пасербским музыкант создал хроматическую балалайку. Она сразу обрела популярность. Летом вышла «Школа игры на балалайке». Впервые народный инструмент стал академическим, сохранив все характерные особенности. Появились перспективы освоения с ее помощью классического наследия.
Модернизатор
Именно Андреев стал автором улучшенного и усовершенствованного инструмента. До этого момента народность ограничивалась этнографией происхождения. Теперь же балалайка получила массовое распространение.
Явление в музыкальной истории признано уникальным. За десятилетие балалайкой пройден путь в столетия длиной. Моду эпохи определило множество статей и новая исполнительская техника, созданные Андреевым. Усовершенствованная модель стала более доступной для новичков. Звук обрел интонационную звонкость и отчетливость, удобнее стала форма, появилась компактность. Инструмент при этом сохранил простоту изготовления и дешевизну.
Одинаково он подходил и для фольклорных песен, и для темпераментных плясок. Привлеченные этими достоинствами энтузиасты охотно осваивали неизвестное музыкальное искусство. Хроматическая балалайка обеспечила композитора огромным числом учеников. Вместе с преподавателем они стали популярнейшим в городе оркестром. Первый концерт прошел 20 марта 1888.
Инструментальные партии дублировались, разделялись на басы, мелодию и аккордовый аккомпанемент. В унисон играли балалайки. С восьми человек оркестр к девяностым годам расширился в два раза. Завоевав известность в столице, уже знаменитый Андреев занялся популяризацией. Он организовывал кружки в воинских частях.
По его убеждению, после демобилизации солдаты начнут пробуждать любовь к балалайке у родных. Фольклор возрождался, началось эстетическое музыкальное воспитание широких масс. Широкую известность получили пьесы автора. Их использовали как базу для обучения.
В 1897 в армии учредили преподавательский штат, заняты пропагандированием игры на балалайке. Выучившиеся выступали в Мариинском театре. На десятилетнем юбилее андреевского коллектива выступили около четырехсот балалаечников. Поначалу приходилось убеждать в своей правоте многих чиновников и военный аппарат.
После триумфа в Петербурге по всей стране стали появляться народные оркестры. Наивысшей популярности добился ученик композитора Николай Фомин. Студент консерватории добавил академизма и профессионализма кружкам. Он написал немало переложений и обработок для оркестра народной музыки. Труды Фомина признаны классикой. В немалой степени на образование ученика повлиял его сам Василий Васильевич. В руководство для нескольких музыкальных поколений превратились труды Андреева «Фавн», «Метеор».
Композитор и виртуоз
Однородность балалаечного состава Василий Васильевич считал недостатком. Он принялся за работу по вводу в оркестр новых инструментов. Программа за их счет обновлялась новыми произведениями классиков. В происках новых возможностей композитор обратился к домре. Реконструировав ее, музыкант получил тембровое разнообразие для всего оркестра. Первые усовершенствованные образцы появились в 1896.
Оркестр после их введения стал именоваться Великорусским, так как новые инструменты были распространены в средних с северными полосами страны. Тогда же оркестр пополнился реконструированными шлемовидными гуслями. С детства Андреева увлекала гармоника. На ней он играл с ранних лет. С ней нередко чередовал и балалаечные номера.
Гармоника позволили исполнять произведения серьезные и развернутые. Но участницей оркестра гармоника не стала. Она боле подходила песням городским, а композитор возрождал ранние пласты фольклора. Произведения Василий Васильевича «Воспоминания о Вене», «Бабочка», «Полонез N 1», «Орхидея» стали широко известными номерами. Созданная композитором обработка народной песни «Светит месяц» популярна и по сей день.
Все пьесы отличает колоритность, яркость и мелодичность. Даже признанные академисты оказались впечатлены новым инструментальным составом. Влияние творчества Андреева заметно в опере Римского-Корсакова о граде Китеже. Идею написания для своих музыкантов новых масштабных произведений поддерживал организатор оркестра. Концерты с успехом проходили по всем миру.
Итальянский композитор Леонкавалло отказался от посещения премьеры своей оперы «Паяцы» в Берлине ради посещения андреевского выступления. Во время гражданской войны композитор и его оркестр выступали на фронте. Из жизни великий деятель ушел в 1918, 26 декабря. До последних дней он оставался верен своему делу и энергичен.