Маленькие дети – примерно до пяти лет – живут в своих фантазиях, которые для них становятся реальностью, и они не способны отделить одно от другого.
Детские фантазии
Например, когда ребенок увлечен игрой и представляет себя в роли какого-то животного, чаще кота или собаки, он начинает совершать какие-то действия и поступки, характерные для этого животного, совершенно не отделяя себя от его образа. И когда кто-то из родителей заходит в комнату и видит разбросанные вещи, разорванную бумагу или раскиданные книги, то чаще всего на вопрос: «Кто это сделал?», малыш отвечает: «Это не я, это кот».
Что делать родителям в этом случае? Прежде всего, не стоит паниковать и думать, что ребенок вам врет. Если это случилось в первый раз, то от того, какая реакция родителей последует за его поступком, будет зависеть и дальнейшее поведение ребенка. Если мама или папа обвинит ребенка во лжи, значит в следующий раз правды от него родители могут уже не дождаться, и постепенно ребенок начнет перекладывать ответственность за все свои не очень хорошие поступки на кого-то, кого он себе в этот момент представляет.
Для того чтобы этого не произошло, достаточно внимательно выслушать ребенка, иногда даже поддакивая ему или кивая головой в знак того, что вы внимательно и серьезно слушаете его рассказ, а затем сказать, что его история очень интересная, но теперь нужно вместе навести порядок.
Тем самым родители покажут малышу, что ему не нужно бояться говорить правду, а за его фантазии наказывать его никто не собирается, но нужно взять ответственность за свой поступок и навести порядок, и ему в этом готовы помочь самые близкие для него люди.
Наблюдение за словами и действиями родителей
Нежелание или невозможность взять на себя ответственность формируется у ребенка и исходя из наблюдений за действиями взрослых: особенно родителей, бабушек, дедушек или старших сестер и братьев.
Если ребенок слышит от мамы или от папы фразы: «Это не я плохо работаю, это начальник у нас ненормальный» или: «Это не я забыл купить продукты в магазине, это ты мне не напомнила», то он запоминает подобные установки: можно не брать ответственность на себя, а обвинить кого-то другого в какой-то неудаче. Можно привести еще массу подобных примеров, которые хорошо знакомы практически любому человеку.
Гиперопека
Еще один вариант – это гиперопека над ребенком. Когда малыш спотыкается и падает, то очень часто слышит такие слова: «Это камушек виноват, давай его накажем, чтобы он тебе больше под ноги не попадался». Если вдруг на ребенка залаяла собака, это совсем не значит, что виновата именно она, возможно, ребенок ее дразнил или замахнулся рукой, а после возникшей агрессии со стороны животного заплакал, испугался и побежал жаловаться, что собака на него залаяла. И вместо того, чтобы сначала узнать, а не он ли причина такого поведения животного, чаще всего родители встают на сторону ребенка и начинают причитать: «Ой, какая плохая собачка, давай ее прогоним». У ребенка формируется модель поведения, когда вину за собственные действия он легко может переложить на кого-то.
Уход от ответственности
Постепенно, вырастая, ребенок все больше начинает понимать, что если обвинить кого-то в своих неудачах, плохих оценках в школе, в неумении дружить, то можно легко уйти от ответственности и не пытаться исправить то, что было совершено, а значит можно делать все, что заблагорассудиться.
Чтобы этого не случилось, родителям важно внимательно следить за тем, что они говорят друг другу или как отзываются о своих друзьях, родственниках, коллегах по работе, как реагируют на действия ребенка, всегда ли выясняют причину произошедшего и как часто поощряют придуманные малышом истории. Ведь ребенок не имеет своего жизненного опыта и полностью перенимает то, что он видит и слышит вокруг.