Прибывший в Санкт-Петербург в 1757 году Шмидт получил назначение мастера портретов в Академию наук художеств. Преподавал он в звании обер-гравера. В 1976 Георга Фридриха Шмидта избрали членом Академии художеств.

Время совершенствования таланта

Один из наиболее выдающихся мастеров гравировки на свет появился в небогатой семье ткача в 1912 году. Вопреки воле родителя, Георг стал студентом Берлинской Академии. Он пошел в ученики к Георгу Паулю Бушу. От него Шмидт узнал тонкости и техники мастерства.

В отечественной художественной школе начался период застоя. Поэтому начинающему творцу собственные знания с копированием гравюр дли гораздо больше, чем академическое образование.

Обучение вскоре пришлось приостановить из-за призыва на военную службу. В течение шести лет Шмидт отбывал ее, продолжая совершенствование умений каждое свободное мгновение.  Он занимался рисунком, копировал эстампы мастеров Франции. Тогда он принял решение поехать в Париж, чтобы стать настоящим гравером.


В 1936 Шмидт получил заказ на серию иллюстраций к книгам. Это обеспечило будущего знаменитого мастера необходимыми средствами. В Страсбурге состоялась встреча в Вилле, художником, ехавшим в Париж продолжать образование. Начавшаяся в пути дружба продолжалась всю жизнь.

Первое время приятелям пришлось нелегко. После представления рекомендательных писем от Антуана Пэна, берлинского живописца, к Никола Ланкре, демонстрация собственных гравюр позволила заручиться благосклонностью мастера.  С помощью Ланкре Шмидт попал к знаменитому граверу Лармессену в мастерскую. Усердие и талант начинающего очень скоро выдвинули ученика в первые ряды. Он получил шанс работы вместе с учителем над гравюрами с оригиналов Ланкре. 

Труды одобрительно встретил известный живописец Гиацинт Риго. Он помог Шмидту получить заказы на портрет графа д'Эврие и архиепископа Кабрэйского. Творения сделали мастера известным. За портрет художника Миньяра Шмидта избрали в Королевскую Академию.

Петербургский период

Несмотря на обеспеченное столичное будущее, Георг Фридрих в 1744 вернулся в Берлин по приглашению короля Фридриха Второго. Он стал при дворе гравером, начал преподавание в Академии. Мастер начал возвращение к художественным традициям Германии. В Берлине он превратился в мастера высочайшего уровня, воспитал немало учеников, обрел самостоятельность. Вилле же всю жизнь провел в Париже, стал подлинным последователем французской гравировальной школы.


Самыми технически совершенными остаются парижские работы Шмидта. Однако наиболее блестящими и эффектными критики считают его берлинские творения. Мастер следует технике резцовой гравюры при создании портретов.

Он выбирает строгий линеарный стиль, передачу стилистики форм, глубины теней, фактурного разнообразия вариативностью толщины резцовых линий. Он добивался немалой свободы и многообразия тонов. При всем великолепии гравировальной техники, прослеживается некоторая слабость в рисунке. Особенно это заметно в офортах по композициям самого мастера.

Жизнь в столице складывалась благополучно. Художник успел счастливо наладить личную жизнь, обзавестись семьей. Его женой стала Доротея Луиза Висбаден, дочь купца. Берлин Георг снова покинул. Мастера рекомендовал Луи Токке, французский портретист при российском дворе.

Он описал Шмита как опытного мастера и учителя гравировальному мастерству. Пользующийся немалым уважением живописец сумел убедить художественный департамент России в необходимости приглашения Шмидта для преподавания.


Решение было принято оперативно. Яков Штелин, возглавлявший Департамент художеств, спустя несколько месяцев написал Георгу Фридриху о приглашении его на пять лет качестве первого гравера. Наряду с преподавательской деятельностью он назначался создателем портретов, заказываемых канцелярией Академии.

Подведение итогов

В 1957 мастер отправился в Петербург. В числе его учеников оказались Алексей Греков, Еким и Филипп Внуковы, Ефим Виноградов, Никита Плотцев, Николай Саблин, Патрикей Балабин и Прокофий Артемьев.

В 1959 был открыт граверный класс. Началось преподавание в нем немецкого Георга Фридриха в звании обер-гравера. Ученики не радовали преподавателя.  Особыми успехами выделился только один Черемесов. Упрекавшему в отсутствии должного радения Штелину уже выехавший на родину Шмидт отвечал, что при должном усердии все его последователи могли бы достичь таких же высот, как и Черемесов.

Петербургский период оказал благотворное влияние на отечественную гравировальную школу. Многие ученики Шмидта достигли немалых высот в искусстве. Академия художеств осенью 1765 уже уехавшего художника наравне с Ломоносовым избрала в свои почетные члены.

В течение пяти лет пребывания в Петербурге Шмидт создал портреты Разумовского, Воронцова, Эстергази, Шувалова. Затянулась работа над портретом императрицы Елизаветы по оригиналу Токке. Заказ получен был сразу по приезду, но длилось создание три года. Завершен портер был за пару недель до ухода Елизаветы из жизни. Она смогла лишь едва глянуть на плоды творчества нескольких лет.


В Петербурге мастер создал и собственный автопортрет в 1758. Ученики запомнили его именно таким, как на этой работе. Серьезное доброе лицо, азарт, наполненные огнем глаза. Он умел говорить убедительно, всегда был настроен доброжелательно и выглядел солидно. Из жизни гравер ушел в 1775 году.