Бредущему из ниоткуда Трэвису понятно, что где-то у него есть любимая семья. Неизвестно мужчине, что с мгновения его исчезновения из жизни близких людей прошло несколько лет. Отчаянные поиски себя в глуши американской глубинки сопровождаются вводящей зрителя а транс музыкой Рая Кудера. Сверкающая звезда признания его таланта взошла над городком Парижем, что в штате Техас.
Вершина успеха
Кинематографисты очень любят жанр дорожных приключений. Место в нем находится и роскошным видам, и самой сути направления, то есть бесконечным путешествиям. Немецкому режиссеру Виму Вендерсу направление «роуд-муви» принесло признание и славу. Знаменитейшие работы постановщика «Алиса в городах» и «Ложное движение» сняты в стилистике дорожных приключений.
Через десять лет «Париж, Техас» превратился не просто в завершающий этап творчества, но и сыграл роль символа прощания с американским влиянием на работу режиссера. С первых кадров Вендерс передает романтику и культовость больших дорог, столь почитаемых в Америке семидесятых и восьмидесятых и в кино, и в жизни.
Характер нации ярко выражен в постоянстве динамики, непрекращающемся движении. Именно в это среду и оказалась помещена тематика одиночества. Противоречивая черта ощущается даже в густонаселенных районах Сан-Франциско. Из-за этого чувства даже самые красивейшие пейзажи картины пустынны.
Главным символом одиночества становится снимок в руках главного героя. На фото изображен пустынный участок в американском городке Париже. Сыгранный Гарри Дином Стэнтоном персонаж является выражением этой сути. Он, словно герой вестерна, асоциален, стремится подальше держаться от общества и потому одинок.
Четырехлетнее скитание в неизвестности, возвращение в семью благодаря счастливой случайности и обретение кажущегося смысла жизни не означают обретение настоящего счастья. Мечта на первый взгляд материализуется. Однако вечный скиталецпревращается в призрак себя на бесконечных калифорнийских просторах. К поэтике отчуждения Антониони проводится едва заметная нить.
Составные части успеха
Еще больше усиливает ощущение вакуума магия саунд-трека Рая Кудера. Слайд-гитара словно разбрасывает полные тоски и напряжения ноты. Композитор предвосхитил ставший знаковым в его биографии фильм «Перекресток» тональностью работы. Разреженность медитативной музыки ложится на яркую насыщенность оттенков пейзажей.
Оператор Робби Мюллер придал локальной семейной драме бесконечный масштаб, продолжая «роуд-муви» Джармуша. Он для достижения эффекта мастерски пользуется комбинированием. Сначала появляются величественные холмы, которые царят над всем, вырастая из пустынных равнин, затем их сменяют бетонные джунгли.
Кинокартина относится к нетипичным представителям жанра. В этом дорожном приключении отсутствует драйв, не ощущается динамика. Вендерс передал романтическую печаль европейского континента на заокеанском Юге. Намеренно подчеркиваемое одиночество не исчезает, обволакивая каждый кадр. Ближе к завершению фильма создается практически утопический настрой, отсылающий к «Женщине в песках» Кобо Абэ.
Но героем европейца Вендерса остается американец, истинный герой вестерна. Он не ведет оседлую жизнь, его душе необходимы скитания, а это и есть паломничество длинною в целую жизнь. Признание работы в Каннах украсило фильм об Америке еще больше.
Снята картина исключительно для разочаровавшихся во всем европейцев. Сюжет заимствован из античного мифа, декорации взяты из вестернов, дополняет ленту мотив утраченной и вновь обретенной памяти. Это доказывает стремление режиссера к уникальности баланса между интеллектом и телесной энергетикой, возвышение над повседневностью рутины для панорамности величия.
Из бесконечной пустыни герой Трэвиса выходит под завораживающие певучие гитарные аккорды. Персонаж бежит от катастрофы разрыва с женой, оставившей мужа и их ребенка. Брат Трэвиса Уолт постепенно помогает брату восстановить память, вернуться к истокам и себе. Поворотным моментом карьеры Вендерса стала именно эта работа. Режиссер с огромной осторожностью знакомится с собственными взаимоощущениями с обществом, пытается отыскать свой путь.
Персонажи и сюжет
Устав от бесконечных сцен ревности мужа, Джейн покидает дом, забрав малыша Хантера с собой. Она исчезает из жизни близких в Техасе. Проходит несколько лет. И лишь тогда Уолту удается помочь им всем найти дорогу друг к другу. К столице Франции Париж не имеет никакого отношения: это всего лишь крошечный городок в техасской глуши. Зато сама картина имеет отношение ко всему миру. Кинолента словно кричит о необходимости преодоления отчуждения между близкими людьми.
Пропавший без вести человек нашелся спустя четыре года спустя. У него глубокая амнезия, он в техасской больнице, утратил не только память, но и речь. Вместе с сыном отце отправляется на поиски жены, которую забыл, но когда-то любил. Врач сумел по визитке отыскать Уолта, брата героя. Тот забрал родственника домой. Все это время в их семье рос Хантер, сын Трэвиса.
Сюжет будто никуда не ведет, петляя, как и главный персонаж, на пути к развязке. Картина объясняет неспособность людей к истинному общению. Очень редко герои оказываются друг к другу лицом к лицу, это очень тревожно. Кульминацией становится сцена беседы Трэвиса с Джейн. Их разделяет двухстороннее зеркало. Только в такой ситуации оба осознают, что же произошло в прошлом между ними.
После премьеры о Виме Вендерсе снова заговорили как о выдающемся мастере своего времени. Он не изменил главную тематику, поиск своего места в мире.
Картина стала историей человека, утратившего память и оказавшегося в нулевой точке бытия. Именно там он встретил людей из своего прошлого, вновь обрел сына и сумел объясниться с женой.