Кинодебют Сокурова состоялся в семидесятых. Он снял документальную ленту «Автомобиль набирает надежность».
Путь в киноискусство
Будущий режиссер родился в 1951 году, 14 июня, в семье военнослужащего. Переезжать приходилось часто: учебу Саша начала в Польше, заканчивал школу уже в Туркмении.
С раннего детства мальчик слушал литературные радиопередачи. Они очень нравились ему. Тогда и состоялось первое знакомство с режиссурой.
В 1968 Александр Николаевич отправился получать образование на историческом факультете Горьковского университета. Студент увлекся телевидением. Он начал работу в редакции художественного вещания. Затем молодой человек стал ассистентом режиссера. Сокуров приступил к выпускам собственных программ. За ними последовали телефильмы, спортивные передачи, программы прямого эфира.
Начинающий телевизионщик опробовал тогда немало профессий и освоил практически все жанры. Единственным и самым ценным учителем Сокуров называет Юрия Беспалова, режиссера Горьковской редакции худвещания. Студенчество завершилось в 1974.
Александр Николаевич принял решение поступить во ВГИК. В 1975 он вновь приступил к учебе на режиссерском факультете. Сокуров занимался в творческой мастерской Згуриди. Там произошло знакомство с будущими оператором Сергеем Юриздским и сценаристом Юрием Арабовым. Талант Сокурова видели все, его работами восхищались. Студент получил престижную премию имени Сергея Эйзенштейна. Экзамены будущий режиссер сдавал на год раньше, в 1979.
Дипломной работой стала короткометражная лента «Одинокий голос человека» по сценарию Арабова. Действие разворачивается вокруг вернувшегося после гражданской войны домой красноармейца Никиты Фирсова, полюбившего девушку Любу. Впоследствии международных наград картина собрала немало.
Деятельность по призванию
Режиссерская деятельность стартовала на «Ленфильме». Сотрудничал начинающий постановщик и с Ленинградской студией, занимавшейся документальным кино. Первые работы Сокурова очень долго не выходили в прокат. После показа в восьмидесятых их высоко оценили на международных фестивалях.
В 1981 был снят фильм в жанре трагического реквиема «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната». В картине показана история гениального композитора и трагедия непринятого художника.
На протяжении десятилетия Александр Николаевич выпускал фильмы. Тогда же он начала заниматься начинающими постановщиками при киностудии «Ленфильма». Вместе с японскими кинематографистами Сокуров снял по заказу телевидения Страны Восходящего Солнца несколько документальных лент. В 1995 имя российского постановщика вошло в список ста лучших режиссеров мира.
Александр Николаевич стал знаменитостью. Ретроспективы его работ проходят по сей день в разных странах. Среди многочисленных наград мастера есть и престижная премия ФИПРЕССИ. Также Сокурову вручена премия Ватикана. Он сорок раз номинировался на престижнейших конкурсах. Победными стали двадцать шесть номинаций.
В 1994 прошла премьера экзистенциальной драмы «Тихие станицы». В ленте дана своеобразная интерпретация произведений русских прозаиков позапрошлого столетия. В основу проложен сюжет «Преступления и наказания» Достоевского. Постановщик попытался восстановить атмосферу, показанную к книге великого Достоевского.
Вся жизнь мастера отдана кинематографу. Для создания семьи времени у Александра Николаевича не оказалось. Ему пытались приписывать немало романов, но все сведения подтверждения не находили. Даже в будущем в биографии не запланировано поисков будущей жены.
Жизнь в творчестве
Сокуров намерен заниматься творчеством, продолжая свой вклад в совершенствование своих работ. Его творчество полностью стало любимым и важнейшим делом. Отдается ему постановщик целиком. Для создания картин, помогающих автору показывать истинные мысли, он прилагает немало сил.
Взгляды знаменитого режиссера не изменились с течением времени. Он способен переносить зрителей в прошлое, помогать ощущать счастье в настоящем, давать задумываться о будущем, невзирая на жизненные удары. Все остальное отходит на второй план. Хотя Александр Николаевич не отрицает, что мечтает найти настоящую любовь.
В 2009 была показана документальная лента «Читаем блокадную книгу».
Затем завершилась работа над фэнтези-драмой «Фауст» по знаменитому произведению Гете. Ее удостоили премии «Ника» в 2013.
Одной из наиболее заметных работ Сокурова стала кинокартина «Франкофония». Снята работ в жанре документально-игрового кино в 2015. Съемки велись в Нидерландах, Германии и Франции. Фильм переносит зрителя в сороковые годы. В проекте показана жизнь людей разных времен.
Дрейк, живущий в настоящем, терпит крушение и сражается за жизнь во время океанского шторма. В тот же момент в сороковом немецкий генерал Метерних получает приказ о перевозке луврской коллекции из временного хранилища. Директор музея Жак Жожар взаимодействовать с генералом поначалу не собирается. Но тому удается добиться расположения несговорчивого француза.
Роль рассказчика режиссер взял на себя. На продолжении всей картины режиссер обращается к зрителям с вопросами непосредственно. Он демонстрирует жесткость позиций гитлеровских захватчиков.
Картина была встречена очень положительно. Ее представили на международных кинофестивалях в Лондоне и Торонто. Также лента номинировалась на премию «Золотой лев». Картину удостоили приза как лучший средиземноморский фильм.