Мать Мари Франсуазы, Мадлен Рено, была талантливой художницей. Отец Эмиль Жило являлся успешным бизнесменом.

Сложный путь в искусство

На свет девочка появилась в конце ноября 1921 года в Нейи-сюр-Сен. Отец отличался весьма авторитарным характером. Девочку он заставлял коротко стричься, носить брюки, превращая в мальчика. Когда выяснилось, что Мари левша, глава семьи переучивал дочь писать правой рукой. В итоге Жило в совершенстве научилась владеть обеими.

За учебой дочери папа следил строго, требовал успехов в спорте. Со всеми страхами девочки он боролся своими методами. Боявшуюся воды Мари заставляли плавать на парусной яхте, бросали в воду и принуждали плыть дальше. Страшилась высоты – брали в горы и заставляли прыгать со скал. Гнев отца пугал дочь больше своих страхов.

Однажды девочка встретила у бабушки незнакомого человека, очаровавшего ее. Это был известный художник Эмиль Маре. Пятилетняя малышка решила стать художницей. Мать начала учить дочь рисовать.

В десять Жило потупила в художественную школу. В семнадцать она устроила у бабушки свою первую выставку. Однако отец мечтал о ее образовании в сфере международного права. В течение двух лет Франсуаза проучилась в Сорбонне, изучили английскую литературу и право. Любые науки давались ей без труда.


Более сложно все было с искусством. Мари предстояло доказать право на любимую деятельность. Письменное изложение своего желания привело к угрозам. За внучку вступилась бабушка. Франсуаза все же сумела настоять на своем. Начинала она как абстракционист. Позднее занялась графикой и литографией, преуспела в акватинте.

Судьбоносная встреча

В 1938 она открыла первую свою мастерскую в Париже в доме Анны Рено, бабушки. Успешно прошла и вставка в 1943.  Тогда же состоялось знакомство с Пикассо. Франсуазе было двадцать один. Встреча произошла в кафе. К Жило с подругой подсел Пикассо. Живописец пригласил девушке в мастерскую. Однако художник не подозревал, что перед ним не хрупкая и готовая на все девочка. Противостояние с отцом закалило Мари и делало ее бесстрашной.

Отношения более напоминали не роман, а поединок. Пикассо пришлось долго завоевывать избранницу. Она ценила независимость, умела сдерживаться. Поняв все, великий художник, согласился, что давление не поможет.  Он приручал поклонницу и преуспел в этом.

Вместе художники стали жить в 1948 в Валлорисе. В 1946 была написана серия портретов Жило. Пикассо называл свою музу женщиной-цветком. Несколько раз Франсуаза пыталась уйти, но живописец возвращал ее. Характером великий мастер сильно напоминал отца Мари. Встреча с ним становилась для многих его избранниц трагедией.

Появились дети Клод и Палома. Жизнь дети проще не сделали. Характер у Пабло оказался сложным. Он не понимал, почему Мари так не желает подчиняться. Забрав детей, Жило оставила Пикассо в 1953.


Она стала единственной самостоятельно ушедшей от него. Женщина не устраивала трагедий и не пыталась привлекать к себе внимание. Она ушла, чтоб жить и творить. Общие с Пикассо знакомые общаться с ней перестали.

Жизнь продолжается

Постепенно Мари налаживала бытие. Она занималась творчеством, освобождалась от влияния великого мастера на жизнь и творчество. Появлялись и новые знакомства в мире искусства.

В 1955 Франсуаза нашла счастье с Люком Симоном.  В семье с живописцем родился ребенок, дочь Аурелия. Решение расстаться пара приняла в 1962. Отношения экс-супруги сохранили дружеские. Франсуазу несколько раз просили написать мемуары о своей жизни с великим живописцем. Однако Пабло всеми силами препятствовал публикациям.

Первое место у Жило отводилось работе. График она установила строгий. Три дня отводилось написанию полотен, три – работе над книгой. В сочинительстве ей помогал критик Лейк. На протяжении полугода мемуары держались в топе продаж.


В конце концов было создано произведения «Моя жизнь с Пикассо». В них описывалось и творчество живописца, и его непростые отношения со спутницами. После того, как книга была опубликована в Америке, общение отца с детьми полностью прекратилось.

Английский Пикассо не знал. Да и само произведение читать не стал. Его возмутил сам факт публикации. Однако Франсуаза за прерывание общения ему оказалась благодарна, так как именно поэтому сумела вновь начать заниматься любимым делом и стать известным живописцем.

Подведение итогов

Лондонская галерея Тейт предоставила художнице персональную мастерскую в районе Челси. В 1970 Мари Франсуаза вновь попыталась наладить личную жизнь. На этот раз она стала женой вирусолога Джонаса Солка, открывателя вакцины против полиомиелита.

По книге Жило был снят фильм. Он назывался «Выжить с Пикассо». Главные роли в нем сыграли Энтони Хопкинс и Наташа Мак Элхоун. Произведение было создано вовсе не в жанре книги жалоб.

Автор рассказала о непростой жизни с гением со всеми его слабостями, описала методы работы живописца, его круг общения, процесс создания им шедевров. Однако единодушно и читатели, и критика называют самым прекрасным моментом рассказ Франсуазы о самой себе. 


Из почти десяти десятков лет Франсуаза только один десяток провела с Пикассо. Но этот период стал не единственным поводом говорить о ней. Единственной из всех подруг великого живописца Жило ушла сама. Она сумела состояться в искусстве и жизни, вырастить детей и написать книгу.