Однако, в своих размышлениях и исследованиях Фейербах так и не смог дать четкое определение природы человека. Возможно, причина крылась в том, что он не рассматривал разум как основную сущность каждого индивида, считая более важной его биологическую составляющую.
Антропологическая философия
Отрицая рассуждения предшественников, Людвиг Фейербах рассматривал реального человека как краеугольный камень, от которого должна отталкиваться его мысль. Например, он был уверен, что главным инструментом познания окружающего мира являются не мысли, а чувства. Способность видеть, осязать и ощущать он считал несознательной, но рациональной ступенью познания. Он был уверен, что любые осознанные ощущения делают человека богаче, вознося до глубокого духовного состояния. Придя к таким выводам, он назвал свою философию "антропологической", рассматривающей личность во времени, пространстве и повседневной жизни.
Ставя в центр своей философии понятие "человека" как главной составляющей биологического мира, способного своим разумом осознавать как простые, так и сложные понятия. Впервые настолько возвеличив индивида, Фейербах допустил, что не Бог создал человека, а религия является исключительно людским фактором и зависит от идей и мечтаний конкретной группы индивидов.
Противоречия в теории Фейербаха
Только людской разум способен увидеть красоту формы, движения или цветовой гаммы, лежащие в основе искусства. Способность любоваться абстрактными произведениями, часто не имеющими другой ценности, кроме эстетической, присуща только людям.
В труде "Сущность христианства" мыслитель рассуждал о признаках истинно человеческого начала и причинах их появления. Но развить свою мысль Фейербаху не удалось: признав главную роль человека, он не смог объяснить, как и почему возникли чувства и мысли, присущие только людям, откуда появилось самосознание и стремление созидать.
Вместо поиска причин, Фейербах отсылает читателя к понятию "родовой сущности", особым неизменным свойствам, заложенным в людях самой природой. Как животные, птицы и растения наделены особыми свойствами, присущими только им, так и человек обладает памятью поколений, своей "родовой сущностью".
Оно только раскрывается при взаимодействии людей друг с другом, чем выше уровень коммуникации, тем люди счастливее. У каждого есть возможность или следовать по пути, предназначенному ему природой, или отказаться от своей "родовой сущности", ограничиваясь только физиологическими потребностями.