Немногим известно, сколько для отечественной культуры было сделано живописцем. Тимур Петрович родился в Ленинграде 24 сентября 1958 года.
Становление живописца
Со школы мальчик начал посещение кружка рисования. Работы девятилетнего живописца выставлялись на его дебютной выставке детского рисунка в Нью-Дели, в десять Тимур переехал на четыре года на Крайний Север.
Природа этого уголка произвела на мальчика огромнейшее впечатление. Все эмоции отразились на его восприятии окружающей действительности. В 1973 Новиков вошел в Клуб юных искусствоведов, созданный при Русском Музее. Он выбрал художественное образование, изучал в колледже технологии красок и лаков.
С 1876 Тимур примкнул к Эрмитажному Клубу юных любителей искусства. Началась работа над первыми картинами. Вместе с Олегом Котельниковым он создал тандем «Монстерс». В 1977 живописец вступил в авангардное объединение «Летопись» Бориса Кошелохова.
Прошла первая выставка-квартирник. С 1978 началось воплощение кураторского проекта. Тимур арендовал помещение и обустроил там мастерские. С начала июня он принялся за курирование собственной квартирной выставки творчества молодых художников.
Спустя пару лет Новиков объединился с Котельниковым для совместной галереи «Асса». Просуществовала она до 1987. С 1981 Тимур вошел в общество художников-неформалов. В 2014 о живописце был снят фильм «Ноль-объект» с включением знаковых фрагментов его биографии.
В 1982 Тимуром была организована группа «Новые художники», работавшим в стилистике близкой к новым направлениям романтизма и фигуративности. Главной целью стало расширение существующих стандартов. В число участников вошел и Виктор Цой.
Популярность группы быстро росла, совместно со знаменитым Энди Уорхолом были проведены несколько акций.
Расцвет творчества
В 1983 Новиков сотрудничал с «Популярной механикой» Курехина. С 1985 началась работа в качестве организатора концертов тогда молодой группы «Кино». Тимур взялся за серьезную роль художника-оформителя для создания неповторимой атмосферы выступлений. В 1987 он для работы над сценическими образами музыкантов пригласил модельера Гончарова.
Тогда же «Новыми художниками» были поставлены перфомансы «Анна Каренина», «Идиот», и «Балет трех неразлучников» по Хармсу. Реализовала организация себя и в кинематографе. Они разработали стили параллельного кино и некрореалиама. Успешными стали многие эксперименты.
Участники основывали новую критику, литературу, изобретали музыкальные оригинальные инструменты. Их авторству принадлежит утюгон. В 1987 Новиков принимал участие в работе над картиной «Асса». Он снимался в ленте и работал художником-постановщиком. За оформительский вклад в кино Новикову вручена премия.
Тимур Петрович стал одним из первых отечественных медиа-художников. В качестве режиссера поставил картины «Золотое сечение» и «Кошмар модернизма», принимал участие в работе над «Два капитана-2». Новиков основал на ВДНХ «Гагарин-пати». С зимы 1988 стартовала преподавательская деятельность Тимура Петровича в Свободном университете.
В 1990 проходила выставка «Территория искусства» с демонстрацией панно «Нью-Йорк ночью». С Дуней Смирновой проводилась организация выставки «Молодость и красота в искусстве». Летом 1990 вместе с коллегами Новиков участвовал в Первой выставке на Дворцовом мосту. Все работы хранятся в одноименном музее.
На следующий год на Второй ставке продемонстрировано панно «Борцы». Нередко изобразительные эффекты усиливались при помощи неоклассики. Классические представления прекрасно уживались с красочностью девяностых.
Новые горизонты
С конца восьмидесятых живопись Новиков оставил. Он переключился на текстильный коллаж. При помощи минималитических трафаретов достигалась максимальность простоты работ. После плоскостного разделения устанавливался лишь небольшой символ. Получались абстрактные в своей глубине работы.
Серия Новикова «Горизонты» обрела широкую известность. Ее мотивы используются для оформления одежды, к примеру, свитшотов. После в Русском музее были вставлены «Нарцисс», «Аполлон, попирающий красный квадрат». С того времени Тимур Петрович начал активное использование в работах открыток и снимков.
Все чаще на произведениях фигурировали греческие боги как символы живости искусства. Неоакадемисты объединились под эгидой Новой академии изящных искусств в1993. В НАИИ проходили вставки преподавателей и студентов новой организации.
С 1995 Новиков жил в Берлине. Им организовывалась выставка «Закат немецкого романтизма». В 1997 после возвращения в Россию, был устроен праздник неоакадамизма в Павловском дворце. Формирование учебных аудиторий планировалось в Михайловском замке.
Тимур Петрович занимался созданием Европейского общества классической эстетики при содействии профессора Зайцева. В 1998 живописец основал Институт Истории Современного искусства и организацию «Художественная Воля». Были учреждены одноименная газета с журналом «Сусанинъ».
Художник продвигал необходимость восстановления репутации культурной столицы для Петербурга. С девяностых стартовала издательская деятельность мастера. В результате болезни после 1997 художник потерял зрение. Он не оставил руководство Новой академией, проведение лекций.
Новиков вел на радио передачу «Новая Академия», внося свой вклад в популяризацию классической музыки. Часть художественной коллекции живописец передал Русскому музею и Эрмитажу. Мастер принимал участие в бельгийской выставке «Между небом и землей», посвященной тенденциям неоклассики. Из жизни знаменитый живописец ушел 23 мая 2003 года.