Фейербах как представитель материалистической философии
Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) был приверженцем материализма. Талантливый и остроумный писатель, Фейербах отличался страстностью и пылкостью. На протяжении жизни ученого его философские взгляды не раз менялись. Сам Фейербах отмечал, что поначалу его занимали мысли о Боге, потом внимание переключилось на человеческий разум, а потом оно сконцентрировалось на самом человеке.
В годы юности Фейербах готовился к карьере теолога. Потом его увлекла философская система Гегеля. От нее Фейербах перешел к развитию материалистической теории познания. Постепенно сформировался собственный взгляд немецкого философа на место человека в мире.
Людвиг Фейербах и его определение философии
Порвав с идеализмом Гегеля, Фейербах стал рассматривать материю как бесконечную природу, существующую в пространстве, во времени и в непрерывном движении. Человек у Фейербаха — неотъемлемая часть природы.
Свою философию Фейербах определял как антропологическую науку, поскольку в центре ее стоял человек. Однако в представлении немецкого философа человек был всего лишь биологическим существом. По своей сути философия Фейербаха представляет собой антропологический материализм.
Ставя человека в центр своей философской системы, Фейербах отбрасывает абстрактную идею человечества. Его интересует конкретный человек, обладающий телом и жизненными потребностями. Все другие точки зрения философ считает проявлением идеализма, поэтому их необходимо отвергнуть, утверждает он.
Через всю философскую систему Фейербаху проходит красной нитью проблема религии. Философ считает, что свойства, которые человек приписывает своим божествам, по сути своей представляют собой чисто человеческие качества. Представления о Боге — всего лишь осознание человеком самого себя и своей природы. Бог, по Фейербаху, есть зеркало человека.
Философия Фейербаха во многом похожа на французский материализм XVIII века. Однако определение философии у Фейербаха страдает механицизмом. Все формы движения философ сводит к механическому движению. Остро критикуя идеализм Гегеля, Фейербах упустил в его системе самое главное — диалектику, идею развития.
В итоге материалистическая философия Фейербаха оказалась материализмом лишь с одной стороны, тогда как метод объяснения общественной жизни остался ненаучным, метафизическим.
Теория познания Фейербаха
Центральная часть философской системы Фейербаха — его теория познания. Фейербах был убежден, что действительность, чувства и истина тождественны. Чувственное всегда очевидно. Сомнение и научные споры исчезают лишь там, где есть чувственность. Именно чувства определяют качество познавательной деятельности.
Слабость теории Фейербаха состоит в том, что он отвергал роль общих понятий в познании. Истинный источник познания по Фейербаху — чувственность человека.
Гносеологическая часть философии немецкого ученого отводит значительное место любовной и эмоциональной стороне жизни человека.